Когнитивное развитие дошкольника Ее специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство также по-разному можно использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под ее влиянием, не исчезают с окончанием действий. Этот факт легко проверить, организовав подвижную игру в группе, где ребенок ставится перед необходимостью выбора какого-нибудь участника этой игры, выбора партнера. Это могут быть указанные в сборниках подвижные игры для детей дошкольного возраста. Проведение такого типа игр показало пристрастный характер выбора, который вызывает у детей особое оживление и особую ориентировку: задолго до завершения определенного действия, свидетельствующего о выборе, ребенок ищет взглядом предпочитаемого, задерживает на нем взгляд, улыбается весело или застенчиво и всем своим видом показывает готовность обратиться к тому, кто по прежним играм, по прошлому опыту пользуется симпатией.
При проведении подвижных сюжетных игр с правилами (например, «Лиса и гуси») можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребенка, как решительность или нерешительность, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.
Игры с правилами предполагают также специфические формы общения, отличные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Так, если в сюжетно-ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать — дети, врач — пациент, машинист — пассажир и пр.), то в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает и другой, очень важный тип отношений — отношения равных внутри одной команды. Мы уже приводили пример, как большой, сильный гусь помогал маленькому и беспомощному избежать опасности. Это достигалось тем, что ребенку предлагали определенную роль и наделяли его определенными качествами: большой, сильный, храбрый, а другого, маленького,— другими, слабыми качествами. Проникаясь ролевыми отношениями, дети совершали соответствующие игровые действия, демонстрировали правильное эмоциональное поведение, а их эмоциональное отношение друг к другу, возникшее в рамках игры, легко поддерживалось воспитателем в группе. Иногда достаточно небольшого намека («Помоги маленькому гусенку убрать игрушки» или «Помоги отнести посуду»), чтобы ребенок сделал это. В играх с правилами, следовательно, дети должны охотно играть с теми, кто проявляет чувство товарищества и солидарности по отношению к своим партнерам, и отвергать тех, кто сам убегал и не выручал товарищей.
Таким образом, игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинно человеческих эмоций. Это особенно важно в связи с тем фактом, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшем в реальную жизнь. Организуя развернутые игры с правилами и вовлекая в них детей, сам участвуя в такой игре и привлекая к ней родителей, воспитатель способствует снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития.
Читайте также:
Просмотрено: 317 раз 20 июля 2010