Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей

В тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизн

Когнитивное развитие дошкольника Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей В тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта. Импровизация, которую дети вносят в свои ролевые действия, как раз,и свидетельствует о степени их осведомленности о разных сторонах окружающей жизни и об отношении к ним.

Дети с узким, односторонним социальным опытом или дети более младшего возраста нередко оказываются беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют, как нужно поступать при тех или иных обстоятельствах, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Воспитатель может наделять ребенка через роль определенными качествами, и тогда ребенок имеет опору для более определенного эмоционального отношения к партнеру. Так, мы говорим маленькому ребенку, показывая на сверстника, исполняющего роль кролика: «Вот кролик, посмотри, какой он мягкий, какие у него длинные ушки, беленькая шкурка». И ребенок, до этого не обращавший внимания на сверстника, начинает глядеть на него с нежностью, гладит «ушки», «мех».

Другой ребенок — «старшая сестра» — начинает внимательно следить глазами за маленьким «братом-шалуном», который может убежать и потеряться. Часто при этом у ребенка возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне их. Согласно этому сюжетно-ролевая игра может использоваться по-разному. Ведь очень часто ребенок не играет с другими детьми только потому, что он их «не видит», не понимает. У него отсутствуют элементарные навыки общения. Цель педагога — помочь ребенку обратить внимание на сверстников, привлечь его к их разным качествам, положительным сторонам. И это надо делать через отношения ролей.

Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребенка. Так, агрессивному мальчику говорили: «Ты большой, сильный гусь, ты умеешь быстро летать, не боишься волка, ты можешь защитить маленьких гусят от опасности!» — и у нас на глазах ребенок, который пытался всех обогнать и гордился этим, начинал загораживать гусенка и чуть ли не на руках уносил его от волка. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, и становится ему заступником даже вне игры. Из данного примера видно, что роль помогла ребенку коренным образом изменить свое поведение и свое отношение к малышу.  
Читайте также:

  • Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с …
  • Развитие разносторонних взаимоотношений ребенка с определенными людьми
  • Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по о …
  • Каждая кукла — это персонаж в игре, с которым у ребенка связаны разнообразн …
  • Трудности в отношениях ребенка со сверстниками
  • Просмотрено: 301 раз 20 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий