Когнитивное развитие дошкольника Поэтому воспитателю следует уделять внимание специфике общения с застенчивым, робким ребенком, учитывая, что эти индивидуальные эмоциональные особенности могут помешать понять характер социального и игрового опыта ребенка.
Так, например, Лиза, избегая ситуации общения и проявляя настороженность в период знакомства с игрушками, испытывает игровое возбуждение при проигрывании отрицательных поступков персонажей. В игре, которую сама придумала дома, она весьма оживляется, изображая злую мышь, казнящую тряпочную куклу-бабушку. Игровые действия, направленные на то, чтобы причинить зло, наказать, приобретают особый личностный смысл: Лизу охватывает радость разрушения. В данный момент персонаж — мышь — близок ребенку, так же как привлекательная игровая ситуация. Ролевое участие взрослого в судьбе «бабушки» и его желание противодействовать злой мыши только усиливают желание Лизы довести «казнь» до конца. Она сует руку «бабушки» в маленькую морскую раковину и заявляет: «Все, умерла!» Глаза ее горят, щеки разрумянились — нет и следа от присущей ей в группе рассудительной «правильности» или скованности. Игровые действия вызывают яркие переживания и эмоциональный подъем. Возможно, что, сникая в группе при малейшем окрике и находясь дома в системе жестких оценок, Лиза, не удовлетворенная отношением к ней, в роли мыши отыгрывается на слабом, беспомощном существе. Здесь эмоциональное отношение к персонажу — бабушке — противоречит ее нравственным представлениям, которые ею хорошо усвоены.
Посмотрим, как складывается ее отношение к куклам-персонажам сюжетно-ролевой игры. Играя со взрослым в больницу, Лиза выбирает роль медсестры. Поначалу ее действия носят предметный характер и сопровождаются спокойно-удовлетворенным состоянием. Пациенты-куклы не пользуются ее вниманием — лежат на кроватках или сидят на кушетке, в то время как она деловито и сосредоточенно наводит порядок в медикаментах и игрушечных инструментах. Взрослый, выполняя роль врача, начинает обход больных в сопровождении медсестры.
Останавливаясь возле кроваток, он спрашивает больного о его самочувствии, назначает лекарства, уговаривает не бояться лечения (сестричка все сделает, она давно здесь работает, она добрая и любит детей) и т. п. Лиза подхватывает инициативу, капает в глаза капли названным больным, дает порошки, но в ситуацию не входит, никаких самостоятельных действий не совершает, эмоционального отклика нет.
Лиза не «заражается» эмоциональным отношением взрослого, не разговаривает с больными; не утешает маленьких и обращается с куклами, как с предметами. Ее эмоциональные проявления скудны и не дают возможности даже выявить ее предпочтение какому-либо персонажу. Но его можно выявить, устроив,- например, дефицит фруктов, которыми Лиза кормит больных. Единственную грушу дает не тяжелобольному, а красивой кукле Анечке…
Но вот в больницу на «скорой помощи» доставляют нового пациента-мальчика Сережу, сбитого на улице машиной. Однако Сережа в грязной изорванной одежде не вызывает сочувствия медсестры. На ее лице написано отвращение. Она кладет его на стол и брезгливо отворачивается, т. е. в условную ситуацию входит плохо. На все вопросы врача о том, что случилось с мальчиком, отвечает: «Он грязный, рваный!» Под влиянием взрослого, развивающего образ ситуации, Лиза твердит свое: «Где это он так измазался, никак не могу понять! Его отдельно класть придется, а то больные перепугаются! Он как трубочист».
Дальнейшее приобщение девочки к условной ситуации, связанной с персонажем, попавшим в аварию, почти не изменяет ее эмоционального отношения к нему. Кратковременное сочувственное объяснение с «матерью» Сережи сменяется вновь резким, сварливым тоном девочки. Жесткие представления ребенка о внешнем облике человека невозможно поколебать никакими воображаемыми обстоятельствами, которые требуют сочувствия, понимания и немедленной помощи. В эти ситуации девочка не входит.
Итак, создавая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный «багаж» и какое влияние могут Не хочу лечить, он — грязный! иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.
Читайте также:
Просмотрено: 200 раз 19 июля 2010