Когнитивное развитие дошкольника Дидактические, для формирования физического совершенства — подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности — игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка, его социального сознания.
Проследим за поведением в игре возбудимых детей
Их поведение в группе и во дворе характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия и т. п.
Этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности как таковой и к общению со взрослым. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением к взрослому с попытками делиться впечатлениями, мыслями, знаниями, событиями жизни. Знакомство с предметной средой, с игрушками часто становится почвой для познавательного и эмоционально-личностного контакта, носящего порой характер интимного общения.
Обыгрывая предметную ситуацию, один из возбудимых детей — Петя — вначале выбирает машины, оказавшиеся в центре игровых действий. Наблюдая за ребенком, взрослый видит, что у него отсутствует замысел игры и осторожно подключается к игре. Используя возникший у ребенка интерес к животным, вступает с ним в контакт от имени персонажей-зверей; он дает ребенку понять, что они попали в затруднительное положение: а) заблудившись в лесу и не находя своих родителей, они спрятались в охотничьем домике, но не знают, примет ли их охотник и как будет к ним относиться, если примет; б) в домике охотника они начинают ссориться.
Игровые действия ребенка с этого момента начинают развертываться в ином направлении и складываются в логическую цепочку условных игровых взаимоотношений с персонажами.
Играя с ребенком «на равных», взрослый сопровождает свои действия соответствующими эмоционально-выразительными реакциями, высказываниями, и это, как оказалось, вызывает повышенную серьезность при решении игровых проблемных ситуаций и эмоциональный подъем ребенка. В результате смены объекта эмоционального отношения (ребенок обращается целиком к персонажам, а машины — вспомогательное звено в развитии сюжета) появляется замысел, конкретизирующийся в соответствующих игровых целях, достигая которые ребенок оказывался изобретательным и гибким. При этом он выражал доброжелательность и ласку по отношению к персонажам и, время от времени разрешая их «конфликты», поучал: «Надо дружно жить». Таким образом, ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к персонажам сочетается со знанием правил взаимодействия — и это хорошая основа для воспитания в ребенке нравственных правил. Эмоциональное состояние во время игры можно характеризовать как состояние благодушия на основе действия с игрушками и удовлетворения желания играть.
Итак, Петя во время игры со взрослыми обнаруживает широкий диапазон положительных эмоций. Что мешает им проявляться с такой очевидностью при взаимодействии со сверстниками в группе? Ведь Петя не любит одиночества и всегда стремится к детям, но любая игра разрушается, не успев развернуться.
В игру приглашен сверстник, как раз тот, с кем Петя больше всего дружит и чаще всего ссорится.
Приглашение поиграть вместе встречено с восторгом. Замысел возникает сразу — это военная игра с фигурками солдатиков. Игра начинается на сравнительно спокойном эмоциональном фоне. Занятый созданием игровой ситуации, Петя сохраняет спокойствие и уравновешенность, несмотря на то что его друг шумит, энергично двигает предметами и подражает голосом летящим снарядам, выкрикивая отдельные призывные слова: «Огонь! Ребята! Ты что, в своих палишь?!» и т. д.
Некоторый всплеск возбуждения появляется в момент несогласия с действиями партнера. Петя громко возмущается тем, что его сверстник заводит машину на аэродром. Он кричит на него, но, когда тот подчиняется, заметно входит в рол* командира и утверждается в ней при поддержке партнера, который тоже называет себя командиром.
Положительным взаимоотношениям способствует то, что_они оба, не договариваясь, как бы избегая конфликта, начинают воевать на одной стороне против общих врагов-фигурок. В этих условиях не наблюдается столкновений даже из-за единственной пушки.
В условиях совместной игры Пети со сверстником воспитатель также помогает детям косвенными игровыми подсказками и отвечает на их вопросы, поддержим и условный, и реальный планы отношений; он направляет чувства детей на решение игровых задач.
По мере развития воображаемой ситуации в игре наступают эмоциональное напряжение и азарт, что проявляется в экспрессии голоса, лиц и поз детей. Усиленная жестикуляция, горящие глаза, раскрытые рты, выкрики — все отражает значительный эмоциональный накал и сильное возбуждение. Такой эмоциональный подъем сочетается с активизацией воображения и с усилением творческой инициативы.
В этих условиях можно наблюдать, как дети отворачиваются от столика с игрушками, которые перестают выполнять роль опоры для развития воображаемого плана. Зажмурив глаза и зажав уши руками, Петя выкрикивает: «Я Чкалов! Я Чкалов!»,— и его партнер кричит в ответ: «Товарищ Чкалов! Товарищ командир, я слышу!» Игра с большим азартом выходит на другой уровень и продолжается в словесном плане.
Направляемая взрослым игра оканчивается без конфликтов при подчинении Пете его сверстника.
Читайте также:
Просмотрено: 153 раз 19 июля 2010