Когнитивное развитие дошкольника Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание человека начинается с его рождения. Он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Такой опыт предшествует целенаправленному обучению.
В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях.
Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов.
Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка — определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому.
Воспитывая детей, педагогу полезно познакомиться и с их семьями, с условиями их развития дома. Беседуя с близкими ребенка, воспитатель составляет свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие: любят ли его, внимательны ли к его интересам, проявляют ли уважение и требовательность или идут у него на поводу; какие взаимоотношения характерны для взрослых данной семьи; какие настроения преобладают и выявляются при общении членов семьи друг с другом.
Воспитатель интересуется также тем, кто уделяет малышу больше времени; какое содержание несет ребенку общение со взрослыми дома; к кому обращается он за сочувствием, если терпит неудачу, за советом и за помощью, если чем-то занят, с просьбой почитать, объяснить, рассказать, погулять.
Читайте также:
Просмотрено: 239 раз 16 июля 2010