Общение педагога с детьми, должно быть непрерывным и разнообразным

Ма­лыш строит. Воспитатель попутно уточняет, сколько кубиков по­ставил он в первом этаже, сколько надо добавить во втором, чтобы было одинаково, иначе дом окажется неровным. Так незаметно пе

Малыш строит. Воспитатель попутно уточняет, сколько кубиков поставил он в первом этаже, сколько надо добавить во втором, чтобы было одинаково, иначе дом окажется неровным.
Так незаметно педагог побуждает ребенка к общению и упражняет его в счете. Ведь проще и естественнее завязать разговор с ребенком или обучить его необходимым умениям в процессе той деятельности, которая его в настоящий момент увлекла.

Ребенок рисует. Педагог выясняет, что он задумал изобразить, что и как расположит на бумаге, как намеревается сочетать краски. Так он обучает ребенка обдумывать композицию, сюжет рисунка, а заодно помогает овладевать необходимыми навыками.
Воспитанник остановился около
окна и долго следит за падающими снежинками. Педагог использует момент для наблюдений интересного явления в природе и попутно заставляет мыслить: «Почему возле забора снега больше, чем на дороге? С какой стороны дует ветер?» И т. д.
В течение дня таких ситуаций возникает бесконечное множество, и в каждой из них заключена возможность для общения воспитателя с ребенком, для индивидуальной работы с ним: совершенствования знаний и умений, полученных на занятиях, развития инициативы и творчества, формирования настойчивости и аккуратности. А главное — для развития общительности, умения рассказывать о своих замыслах, убеждать, находить в общей беседе удовлетворение.

Итак, в чем же заключается руководство педагога детской самостоятельной деятельностью?

  • Он добивается, чтобы все воспитанники были заняты: содействует вовлечению их в игры, занятия, труд. Тактично, не нарушая детских замыслов, осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает замыслы, ход действий, добивается активности и самостоятельности каждого ребенка.
  • Он оказывает необходимую помощь тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути.
  • Он оценивает содержание детской деятельности: имеет ли она положительную направленность, насколько соответствует возрасту, особенностям ребенка, насколько разнообразна.
  • Он проявляет неподдельный интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, достижению цели, получению результатов в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Он учит детей организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, соответствующие нормы поведения.
  • Он уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
  • Он помогает каждому ребенку заполнить день содержательной, разнообразной деятельностью.

Развитие и воспитание дошкольников