Формирование у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала

Если воспитатель убежден, что под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, рекомендованных в данной главе, дети расширили и обогатили свой эм

Если воспитатель убежден, что под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, рекомендованных в данной главе, дети расширили и обогатили свой эмоциональный опыт или изменили прежние ценностные установки, он стремится научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

  •  научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игры-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же — другую роль и т. д.; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание
    коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);
  • создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям; учить жалеть, защищать, помогать и т. д. (здесь действенным является прием сближения и быстрой смены ситуаций — жизненной и сказочной);
  • обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно — через других персонажей или других детей — одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора другими детьми для того ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным).

Все это очень важно учитывать воспитателю в своей практической деятельности, однако не следует забывать, что этапы работы над эти разделом, не являются набором жестких рекомендаций для педагогов, необходимо творчески осмысливать и выбирать из всего описанного то, что можно использовать на данном этапе в конкретных условиях детского сада.

Итак, педагог должен научить каждого ребёнка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В. А. Сухомлинский писал, что «самое главное — развивать… внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать». Художественная литература в этом смысле является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности.

Развитие и воспитание дошкольников