Золушка, Карабас-Барабас, Иван Царевич — роль на любой вкус

Для усиления эмоциональных проявлений зрителей можно поручить им роли других героев из хорошо известных сказок, дав в руки, например, Золушку, Карабаса-Барабаса, Иван-царевича, Нильса и т. д

Когнитивное развитие дошкольника Золушка, Карабас-Барабас, Иван Царевич — роль на любой вкус Для усиления эмоциональных проявлений зрителей можно поручить им роли других героев из хорошо известных сказок, дав в руки, например, Золушку, Карабаса-Барабаса, Иван-царевича, Нильса и т. д. Дети должны будут откликаться на события, происходящие на сцене, как бы с позиции куклы, которую ему поручили. Сначала воспитатель подсказывает возможные реакции этих персонажей-зрителей. При таком распределении ролей особенно интересно, что некоторые ребята откликаются на поступки героев спектакля так, как они бы откликались сами, а не порученный им персонаж. В таких случаях дети обычно говорят: «А у меня добрый Карабас-Барабас» или «Моя Баба-Яга хорошая». Взрослый не должен настаивать на соблюдении особенностей характера и поведения персонажа, он принимает подобную интерпретацию образа и следит за другими его изменениями, которые свидетельствуют об активности детей. Он развивает эту активность, потребность изменить мир, сделать его лучше, добрее. У воспитателя на любом этапе работы с детьми могут появиться неожиданные трудности.

Приведем в качестве примера поведение дошкольника Пети пяти лет. Разыгрывался спектакль по сказке Д. Мамина-Сибиряка «О царе Горохе». Во время кукольного спектакля малыш смеялся в самых драматических местах. Но все же, когда Иван Босой (положительный персонаж) спросил робко и прямо у него, нравится ли он ему, мальчик перестал улыбаться, на секунду растерялся и ответил: «Нравишься»,— но потом опять начал смеяться и отказался от этих слов. И тогда царевич Орлик (отрицательный персонаж) обратился к нему со словами: «Хорошо я сделал, что отправил этого урода на кухню к злым поварихам?». Мальчик ответил: «Хорошо, правильно, так ему и надо. А ты, Орлик, красивый!»

После спектакля, который закончился беседой персонажей и зрителей, Петя с другом Леней, который после долгих колебаний выбрал все-таки отрицательного и красивого героя, но продолжал сомневаться в своем выборе, затеяли обсуждение спектакля.

Леня. А знаешь, Петя, Иван Босой был такой грустный. (Задумывается, опускает голову.)

Петя (весело). А помнишь, как Орлик его толкал? (Сам толкает Леню в бок.) А помнишь, как его здорово повариха била и за волосы таскала? (Заливается громким смехом.)

Леня некоторое время грустно молчит, потом тоже начинает смеяться. Оба идут по лестнице, толкают друг друга, смеются и кричат: «Я Орлик, я Орлик!»

Мы сознательно привели резко отрицательный пример, потому что не исключено, что с подобным поведением детей может столкнуться педагог, хотя такие случаи в практике единичны. Однако они требуют особого внимания педагога. Что делать в подобной ситуации? Можно, конечно, пристыдить мальчика, навязать ему правильное отношение, но оставит ли это глубокий след в душе ребенка?

В дальнейшей работе с Леней и особенно с Петей был использован следующий прием: к повторной беседе с теми же куклами-персонажами воспитатель привлек горячо любимого Петей стойкого оловянного солдатика из одноименной сказки Г. Х. Андерсена.

В этой игре участвовала вся группа. Сначала взрослый попросил детей, кроме Пети и Лени, посмотреть и послушать. Как и раньше, ребята уселись напротив взрослого, в руках которого были Орлик и Иван Босой. Леня молчал и все время оглядывался на других детей, а Петя начал восхищаться нарядом и доспехами царевича Орлика. Вот тут и появился обычный игрушечный солдатик, который представился ребятам как стойкий оловянный солдатик. Петя был озадачен и слегка растерялся.

Далее игра разворачивалась так:

«Иван Босой. Солдатик, как хорошо, что ты к нам пришел! Ребята, познакомьтесь, это…

Петя и Леня. Мы его знаем!

Орлик (бормочет). Только тебя здесь не хватало!
Леня (весело). Так ты, значит, не сгорел?

Солдатик. Я каждый раз сгораю и каждый раз появляюсь снова, когда дети начинают читать сказку!

Петя. Ты, значит, вечный! (Радостно смеется.)

Солдатик. Да, все сказочные герои такие.

Орлик. Еще чего, он сгорел, расплавился, нет его! (Смеется.)

Петя растерялся, изумленными глазами смотрит на Орлика, как будто впервые его увидел.

Орлик. Одна лепешка от него осталась, и тебя бы туда тоже, Иван Босой, надоел ты мне, в огонь тебя, в огонь!

Леня вскакивает, берет в руки Ивана Босого и солдатика и прижимает их к себе. Петя тоже встал, у него сами собой сжались кулаки, он очень близко наклоняется к Орлику, Орлик пятится. Глаза у Пети горят.
Петя. Так вот ты какой!

В группе царит напряженная тишина. Взрослый убирает куклу Орлика со словами, что тот испугался и трусливо бежал.
Леня. Мне все время казалось, что он трус и только прикидывается храбрым.

Петя. Я ему больше не дам обижать Ивана Босого. Иван, не бойся, ничего больше не бойся, я за тебя заступлюсь! Да, мы все заступимся, правда, ребята?

Слышится гул одобрения, ребята вскакивают, предлагают помощь.

В данном случае произошел важнейший перелом в представлениях ребенка: он сам сделал открытие — зло может скрываться под очень красивой внешне личиной, его не сразу обнаружишь. Но Пете не указали на это со стороны, он сам разоблачил нравившегося ему ранее персонажа (он даже немного подражал ему). Такие моменты не проходят бесследно для нравственного опыта ребенка.  
Читайте также:

  • Игра-беседа после чтения сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка о Царе Горохе и …
  • Постановка спектакля — игра, в которой проявляются нравственные стороны де …
  • В беседах заметна ограниченность тематики лишь событиями сказки
  • Игры-беседы детей с персонажами сказок
  • Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героями ска …
  • Просмотрено: 180 раз 14 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий