Когнитивное развитие дошкольника В качестве актеров на ведущие роли сначала можно вызывать добровольцев, постепенно привлекая все большее число ребят. Один и тот же спектакль, но с другими вариациями может быть проигран несколько раз. При этом воспитатель должен постараться привлечь к участию в спектакле и застенчивых детей, и не очень способных к подобным действиям. Ребятам постоянно напоминают, что они не «ставят» настоящий спектакль, а играют в «постановку спектакля», поэтому эта игра должна проходить весело и интересно. Нельзя допустить, чтобы свободное течение спектакля превратилось в общий крик и неразбериху, в этом смысле руководство взрослого совершенно необходимо.
Если группа уже неоднократно проигрывала подобные кукольные спектакли, воспитатель может предложить детям следующий вариант: поставить такой спектакль, в котором действие развивалось бы не по замыслу автора художественного произведения, а так, как этого хотелось бы детям. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки или рассказа: перестроятся ли они настолько, что поступки их героев станут нравственными, или же они с удовольствием будут проигрывать ситуации, в которых их герои поступают жестоко, неблагородно и т. п. Также очень важно проследить за изменениями реакций зрительного зала. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, воспитатель предлагает возможные повороты событий.
Последний прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях некоторых детей. На первых порах педагогу трудно проводить подобные игры, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль, успевая при этом мысленно фиксировать отдельные высказывания, жесты, мимику некоторых детей, особенно выявивших их нравственную направленность. Несомненно, что это очень трудно и требует от взрослого большого напряжения, выдумки и находчивости. Но со временем это умение придет, и игра-спектакль будет доставлять огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нем взрослым.
Как и при использовании предыдущих приемов (обсуждение в группе произведения, игры-беседы с персонажами, открытие выставки рисунков по сюжетам сказок и др.), при проведении творческого кукольного спектакля педагог должен учитывать, что выявление прежнего эмоционального опыта ребенка и формирование нового идут параллельно, иногда даже слитно; второй (наиболее важный для воспитания) невозможен без первого, а первый без второго — бесполезен. Дело в том, что процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребенка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания — благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Читайте также:
Просмотрено: 215 раз 14 июля 2010