Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие из них в проявлении эмоций выразительны и динамичны

Приятное их приводит в восторг, они оживлены, улыбаются; огорчение отражается на их лице столь же выразительно: бледнеют, замирают, опускают глаза, становятся вялыми, ухудшается настроение.

Когнитивное развитие дошкольника Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие из них в проявлении эмоций выразительны и динамичны Приятное их приводит в восторг, они оживлены, улыбаются; огорчение отражается на их лице столь же выразительно: бледнеют, замирают, опускают глаза, становятся вялыми, ухудшается настроение.

В педагогической литературе широко распространена точка зрения на то, что, воспитывая ребенка, необходимо оберегать его от всякого рода отрицательных переживаний. Однако назвать эмоции положительными или отрицательными — фактически ничего не сказать об их содержании и роли в жизни ребенка. Между тем первое, что необходимо сделать, заметив переживания ребенка, это — понять причину эмоций. Например, если ребенок подавлен и переживает из-за того, что в семье случилось несчастье (кто-то заболел), то такого рода переживания имеют положительное значение для личности ребенка (он с пониманием и сочувствием относится к своим близким). Имея в виду аналогичные ситуации, А. С. Макаренко писал: «С двух лет ребенок должен быть членом коллектива, разделяя ответственность за счастье и несчастье».

Если же плохое настроение ребенка объясняется, к примеру, тем, что со стороны родителей или воспитателя не был удовлетворен его каприз (не купили игрушку, надели не то платье, дали его игрушку поиграть другому), то переживания по поводу аналогичных ситуаций должны привлечь к себе внимание воспитателя с тем, чтобы организовать работу по их преодолению.

Психолог А. Е. Ольшанникова называет такие особенности эмоций содержательными, «несущими непосредственную информацию о стержневых чертах личности».

Нередко в семьях, особенно с единственным ребенком, создаются «тепличные» условия, оберегающие детей от переживаний неудовольствия, горя, страдания; и такое оберегание на некоторый момент действительно удается обеспечить. Однако вряд ли стоит искусственно ограничивать круг детских переживаний, заранее зная, что уберечь ребенка от всех отрицательных воздействий все равно невозможно. Разумнее — научить ребенка переживать и горе, и плохое самочувствие, и неудачи, и ошибки. «Страдание — это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего»,— писал великий просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо. Необходимо снабдить его средствами, которые позволили бы ему управлять своими эмоциями, научить выходить из такого рода переживаний, направляя и переключая их на определенные действия, дела, занятия.

Безусловно, нет необходимости искусственно вызывать у ребенка совершенно разные переживания. Жизнь детей в детском саду и особенно их деятельность (игра, занятия, прогулки, праздники) имеет более чем достаточно поводов для возникновения эмоций. Нужно только вовремя заметить их и способствовать тому, чтобы эмоциональный отклик ребенка на то или иное событие в его жизни соответствовал содержанию этого события (а не просто был бы положительным или отрицательным).  
Читайте также:

  • Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоционально …
  • Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов
  • Подготовка начального звена, к совмесной практической деятельности
  • Одна из важных задач воспитателя — понять индивидуальные особенности эмоцио …
  • Рекомендации по вопросам влияния художественной литературы на развитие детс …
  • Просмотрено: 167 раз 10 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий