Рассказы и вызванные ими эмоциональные переживания у детей

Когда дети слушают короткие рассказы, их познавательные процессы (восприятие, внимание, память) как бы высвечивают те фрагменты текстов, которые созвучны их эмоциональным переживаниям. Поэто

Когнитивное развитие дошкольника Когда дети слушают короткие рассказы, их познавательные процессы (восприятие, внимание, память) как бы высвечивают те фрагменты текстов, которые созвучны их эмоциональным переживаниям. Поэтому, воспроизводя только что прослушанный текст, многие дети делают это весьма своеобразно: они воспроизводят его частично, рассказывая только то, что оказалось для них значимым и существенным. Одни сразу формулируют эмоционально-нравственный смысл описанного события в обобщенной форме, например: «Я запомнил, что один мальчик обидел другого и не помог ему. А когда трудно — надо помогать». Другие же подробно пересказывают только ту часть текста, где описаны предметные действия героев. Они тщательно перечисляют их, иногда дополняют другими предметными действиями, как будто совсем не восприняв нравственный подтекст рассказа: не обратив внимания ни на возникший между детьми конфликт, ни на способ его разрешения, ни на их переживания, например: «Я запомнил, что Дима нарисовал слона и больше ничего»,— заявляет мальчик. «Я запомнил, как они рисовали слона, чем они рисовали, какими фигурами, кто рисовал»,— говорит девочка. «Слон хороший был… как он нарисовал его. Такой хобот был длинный-длинный. А зачем он длинный?» — заканчивает свой ответ вопросом к взрослому другой мальчик.

Итак, уже начало беседы дает возможность убедиться в том, что дети порою не только не видят обиды другого (как это было показано при анализе практической деятельности), но и не слышат о ней, хотя рассказ адресован непосредственно ребенку.

Если, продолжая разговор, спросить ребенка, как он думает, почему один из героев заплакал (отошел в сторону, опустил голову), т. е. попытаться выяснить, может ли ребенок вскрыть явно не сформулированную в тексте причину отрицательных переживаний одного из героев, то оказывается, для многих детей задача выделить причину обиды героя довольна трудна. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на действии обидчика как первоисточника отрицательных переживаний (не нарисовал, не помог, даже не подошел к товарищу), дети часто усматривают причину в тех или иных особенностях поведения обиженного: в его настроении, в его предметных действиях («Сам не мог нарисовать, вот и заплакал», «Он не умел рисовать, и ему стало обидно», «Он маленький, ничего не умеет»).

Подобное понимание причины возникновения обиды будет не только не способствовать положительному эмоциональному отклику детей, но вызывать, скорее, эмоции противоположного характера.

Вопрос о героях, намеренно введенных в сюжет рассказа как образец безразличной к сверстнику и тем самым безнравственной позиции ребенка-обидчика (герои должны вызывать столь же разное отношение) также не является простым и однозначным.

Только некоторые дети явно отвергают отрицательных (за отношение к другому) и предпочитают положительных героев, давая своему выбору вполне нравственное объяснение. Многие же не могут существенно противопоставить героев и отнестись к ним по-разному, им нравятся оба: и обиженный, и обидчик. Часть детей и вовсе предпочитает обидчика. При этом они очень часто оправдывают свое предпочтение характером предметных действий этого героя: «Нравится, потому что он хорошо рисует», «Он много делает и быстро, а другие не умеют».  
Читайте также:

  • Можно ли ссориться во время игры?
  • Дети сосредотачивают свое внимание на моральном облике героя
  • Проявления взаимоотношений и состояний в сознании ребят стоят в одном ряду …
  • Переживания детей, их отношение к положительным, отрицательным героям
  • Нравственные качества героев рассказа в глазах детей
  • Просмотрено: 144 раз 9 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий