Социальная ориентация ребенка на сверстника. Совместная деятельность

Попробуем организовать с детьми специальные беседы, которые будут строиться по определенному типу как ситуации целенаправленного общения. Беседы будут выявлять особенности понимания ребенком

Когнитивное развитие дошкольника Социальная ориентация ребенка на сверстника. Совместная деятельность Попробуем организовать с детьми специальные беседы, которые будут строиться по определенному типу как ситуации целенаправленного общения. Беседы будут выявлять особенности понимания ребенком социально приемлемых норм взаимоотношений с другими детьми и особенности его эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности.

Для достижения поставленной цели желательно применять разные варианты беседы. Необходимость такого рода разных вариантов диктуется тем, что ребенок очень чувствителен к форме и содержанию вопроса, который задает ему взрослый. Поэтому нередко дети как бы «подыгрывают» взрослому, обнаруживая те представления и то отношение, которые ему желательны в данный момент. Разные варианты беседы помогут избежать наводящих и подсказывающих вопросов и лишний раз дадут возможность проконтролировать результаты.

Итак, в 1-й части беседы (1-5 вопросы) ребенку предлагаются короткие вопросы о приемлемых и неприемлемых способах поведения в отношении других детей (по типу «нужно» или «не нужно»), например: «Нужно ли помогать малышам в трудной работе? Можно ли ссориться во время игры?» и т. д. Форма постановки таких вопросов позволяет ребенку легко угадать ожидаемый взрослым ответ о предполагаемом отношении к сверстнику. Даже дети младшего возраста, не говоря уже о старших детях, считают единственно возможными только те способы поведения, которые соответствуют нормам гуманного и отзывчивого отношения к сверстнику: «малышам нужно помотать», «в игре нельзя ссориться», «нужно быть внимательным к другому» и т. д. Подобные ответы даются уверенно и убежденно; они как бы потенциально несут в себе то положительное отношение, которое реально пока не проявлено, но которое они предполагают проявить. Однако, несмотря на то что подобные ответы свидетельствуют о проявлении ребенком отзывчивости, относиться к ним необходимо осторожно. Не исключено, что внешне правильное употребление слов и фраз есть просто повторение заученных формулировок или формально усвоенные ответы, без глубокого понимания их и соотнесения с реальной действительностью. Такого рода ответы надо расценивать как самый начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.

Во 2-й части беседы (6-10 вопросы) ребенку предлагают описать несложную ситуацию и сказать, как бы он отнесся к сверстнику в аналогичной ситуации, например: «Что ты сделаешь, если на столе одни ножницы, а они нужны и тебе, и твоему товарищу? Что бы ты сделал, если бы во время игры твой товарищ обидел тебя?» и др.

В ответах детей на эти вопросы уже не будет того единообразия, которое обнаружено в 1-й беседе. Хотя большинство детей понимают описанные ситуации и выражают правильное отношение, часть детей испытывают существенные трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации со сверстником.  
Читайте также:

  • Можно ли ссориться во время игры?
  • Проявления взаимоотношений и состояний в сознании ребят стоят в одном ряду …
  • Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоционально …
  • Завершение деятельности оказывается также по-разному эмоционально окрашенны …
  • Равнодушным детям важно предлагать игры-беседы
  • Просмотрено: 232 раз 9 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий