Когнитивное развитие дошкольника Попробуем организовать с детьми специальные беседы, которые будут строиться по определенному типу как ситуации целенаправленного общения. Беседы будут выявлять особенности понимания ребенком социально приемлемых норм взаимоотношений с другими детьми и особенности его эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности.
Для достижения поставленной цели желательно применять разные варианты беседы. Необходимость такого рода разных вариантов диктуется тем, что ребенок очень чувствителен к форме и содержанию вопроса, который задает ему взрослый. Поэтому нередко дети как бы «подыгрывают» взрослому, обнаруживая те представления и то отношение, которые ему желательны в данный момент. Разные варианты беседы помогут избежать наводящих и подсказывающих вопросов и лишний раз дадут возможность проконтролировать результаты.
Итак, в 1-й части беседы (1-5 вопросы) ребенку предлагаются короткие вопросы о приемлемых и неприемлемых способах поведения в отношении других детей (по типу «нужно» или «не нужно»), например: «Нужно ли помогать малышам в трудной работе? Можно ли ссориться во время игры?» и т. д. Форма постановки таких вопросов позволяет ребенку легко угадать ожидаемый взрослым ответ о предполагаемом отношении к сверстнику. Даже дети младшего возраста, не говоря уже о старших детях, считают единственно возможными только те способы поведения, которые соответствуют нормам гуманного и отзывчивого отношения к сверстнику: «малышам нужно помотать», «в игре нельзя ссориться», «нужно быть внимательным к другому» и т. д. Подобные ответы даются уверенно и убежденно; они как бы потенциально несут в себе то положительное отношение, которое реально пока не проявлено, но которое они предполагают проявить. Однако, несмотря на то что подобные ответы свидетельствуют о проявлении ребенком отзывчивости, относиться к ним необходимо осторожно. Не исключено, что внешне правильное употребление слов и фраз есть просто повторение заученных формулировок или формально усвоенные ответы, без глубокого понимания их и соотнесения с реальной действительностью. Такого рода ответы надо расценивать как самый начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.
Во 2-й части беседы (6-10 вопросы) ребенку предлагают описать несложную ситуацию и сказать, как бы он отнесся к сверстнику в аналогичной ситуации, например: «Что ты сделаешь, если на столе одни ножницы, а они нужны и тебе, и твоему товарищу? Что бы ты сделал, если бы во время игры твой товарищ обидел тебя?» и др.
В ответах детей на эти вопросы уже не будет того единообразия, которое обнаружено в 1-й беседе. Хотя большинство детей понимают описанные ситуации и выражают правильное отношение, часть детей испытывают существенные трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации со сверстником.
Читайте также:
Просмотрено: 232 раз 9 июля 2010