Когнитивное развитие дошкольника Чтобы ответить на вопросы, попытаемся изменить условия практической деятельности детей. Для этого организуем привычную детям ситуацию индивидуальной работы рядом со сверстником.
Для выполнения практического задания (изготовление тематической аппликации по образцу) дети приглашаются небольшими группами, в основном по четыре человека. Они усаживаются вокруг одного стола, и каждый получает для выполнения задания все необходимое: клей, кисточку, ножницы, заготовки.
В данных условиях деятельности ни у одной четверки детей не обнаруживаются устойчивые негативные отношения, хотя отрицательные эмоции иногда наблюдаются. Совершенно отсутствуют эмоции по типу «мук совести», подобные описанным выше. Преобладает ровная, доброжелательная атмосфера. В созданных условиях дети интенсивно отражают в речи понимание задания, отношение к нему, к отдельным трудностям, т. е. деятельность детей сопровождается обильной речью: высказываниями, репликами, обращениями к сверстникам, комментариями и т. д. Это создает впечатление, что дети по ходу деятельности активно общаются между собой.
Однако подобная речь не есть полноценное общение. Детей не интересует, воспринял ли сверстник сообщение, дает он эмоциональный ответ или нет.
Подхватывая отдельные фразы и затем оставляя их неоконченными, дети переключаются на другие высказывания.
Также и предметные действия каждого ребенка в значительной степени замыкаются внутри себя, не адресуясь сверстнику. Подобные условия деятельности не способствуют практическому взаимодействию детей, поэтому оно возникает случайно и длится недолго: дети путают предметы деятельности (заготовки, ножницы, кисточки), что вынуждает их затем, вновь распределять их; нечаянно толкают соседа, кладут материал не на свое место, ущемляя условия работы сверстников, и т. д. Естественно, что результатом таких случайных и дезорганизующих работу сверстника действий являются кратковременные, но ярко выраженные эмоциональные состояния (недовольство, упреки, обиды, раздражение).
Эмоциональные переживания возникают и в других случаях, а именно когда дети по ходу дела обращаются друг к другу, призывая сверстника как бы разделить его успех или неуспех. Для этих моментов, когда дети сообщают своим сверстникам о результате действий, наиболее характерны следующие варианты эмоционального отношения: на неуспех сверстника ребенок откликается доброжелательно, и даже с оттенком сочувствия и сопереживания. На успех часто реагирует болезненно, выражая явное недовольство или плохо скрываемое раздражение и зависть, притворное равнодушие.
Отрицательные эмоции, хотя и ярко выражены, быстро угасают, не получая своего дальнейшего развития и не оказывая существенного влияния на доброжелательные и терпимые в целом отношения между детьми в деятельности.
Читайте также:
Просмотрено: 228 раз 5 июля 2010