Узловые проблемы психологии развития ребенка в окружающей его социальной среде

Прежде всего то, какую роль играют в данном процессе биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия. Современные научные данные говорят о том, что органические пред

Когнитивное развитие дошкольника Узловые проблемы психологии развития ребенка в окружающей его социальной среде Прежде всего то, какую роль играют в данном процессе биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.

Современные научные данные говорят о том, что органические предпосылки не только важны, но и совершенно необходимы для духовного развития. Мозг новорожденного существенно отличается от мозга взрослого человека как размерами, так и структурой. На протяжении детства происходит созревание организма ребенка вообще и его мозга в частности. Масса последнего возрастает примерно в три с половиной раза, изменяется его строение, совершенствуются функции. Иначе говоря, психическое развитие происходит в условиях непрерывного органического взросления, что создает различные возможности для психической деятельности ребенка на разных возрастных этапах.

Помимо природных свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза существуют и индивидуальные различия в задатках, т. е. во врожденных анатомо-физиологических свойствах организма.

Признав значение природных особенностей человека, мы должны подчеркнуть, что они являются лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий) не может возникнуть путем созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания.

Однако мало указать на важное значение социально-педагогических факторов, необходимо более конкретно представить себе роль этих факторов в психическом развитии ребенка.

Психическое развитие ребенка идет своеобразным путем, не имеющим аналогий с развитием животных. Этот путь в общем философском плане был рассмотрен классиками марксизма. К. Маркс говорил о том, что духовное развитие человеческого индивида происходит в процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, созданной обществом; Ф. Энгельс называл этот процесс социальным наследованием.

Советские психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Т. А. Маркова и др.) показали, что так называемые высшие, специфически человеческие психические функции (логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение) осуществляются с помощью усваиваемых ребенком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания.

Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.  
Читайте также:

  • Роль специальных игр и занятий в воспитании детей раннего возраста
  • Воспитания детей в грудном возрасте
  • Систематизация компонентов горного комплекса
  • Систематизация компонентов горного комплекса
  • Воспитание ребенка чутким ко всему живому, природе и другим людям
  • Просмотрено: 200 раз 30 июня 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий