Игры и творчество детей Двор большого дома обычно полон ребят. И у всех свои игры. Посмотрите, как ловко и легко скачут через веревочку девочки, как хорошо согласовывают они ритм подскоков с ритмом вращения веревки.
Подбегают мальчики. Им тоже хочется показать, какие они ловкие. Но. увы ― полная неудача! Веревка бьет их по коленям, щелкает по затылку, о пи цепляются за нее руками, путаются в ней. Еще несколько попыток делают мальчики, но тщетно. Смущенные отходят они от торжествующих девочек.
Неужели мальчики менее ловки? Вовсе нет, в других играх они вполне успешно справляются с прыжками через препятствия, в длину и высоту. Но почему-то принято считать, что игры с прыгалкой ― девчачье занятие. И у девочек эти игры выработали ловкость, ритмичность и даже грацию.
Но вот победительницы устали. Их внимание привлек шум на площадке, где играют мальчики. Пошептавшись, девочки направляются па площадку: оказывается, ребята бросают в цель мяч. Тут уж на мальчишек можно заглядеться: короткий разбег, ловкий взмах руки ― и мяч попадает в центр мишени. Несется победный крик:
— Ура!
Хочется и девочкам попробовать. Самая храбрая наконец решилась. Мяч летит… и мимо! Мальчишки радостно вопят:
― Где вам, девчонкам, попасть, это вам не с прыгалками скакать!
А девчонки становятся неуклюжими перед мишенью потому, что кто-то когда-то определил, что девочкам бросать камень, палку неприлично, что даже такие игры, как городки, бабки, существуют только для мальчиков. Давным-давно установившиеся взгляды, правила, привычки чрезвычайно живучи, хотя советские спортсменки успешно выступают в соревнованиях по метанию диска, копья, даже ядра, по прыжкам в высоту и длину, стрельба из винтовки и лука. А самый прославленный боксер па тренировке обязательно скачет через обыкновенные «девчачьи» прыгалки.
Именно подвижные игры больше всего развивают разнообразные движения детей. Они помогают вырабатывать ориентировку в пространстве, быстроту реакции.
Не следует разделять детские игры и игрушки на «девчачьи» и «мальчишечьи». И мальчики и девочки должны научиться что — попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т.д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, серсо и бильбоке, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на самокате, велосипеде. В играх со спортивными игрушками движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество. Подвижные спортивные игры помогают вырабатывать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, решительность, упорство, смелость и многие другие ценные качества.
А как разнообразны эти игры! Одни проходят в быстром темпе, другие, наоборот, требуют осторожных, точных медленных движений, одни требуют силы, другие ― только ловкости, одни сопровождаются песней, в другие играют без слов. В некоторые из них ребенок может играть и в одиночку, для игры в другие требуется несколько человек. Ряд игр предусматривает деление на команды, есть игры, где соревнуются двое.
Даже в одну и ту же игру можно играть по-разному, правила игры будут зависеть от возраста ребенка. Например, в кегли. Малыш двух ― двух с половиной лет с расстояния в метр-пол тора толкает большой шар по направлению к шеренге кеглей, расставленных взрослым, и хохочет от радости, если ему удается сбить хоть одну. В этом случае кегли расставляют так, чтобы расстояние между ними равнялось примерно диаметру тиара.
Вскоре он сам захочет их расставлять и научится, конечно, если ему помогут в этом.
Малыш не может играть один, он хочет, чтобы успехи видели взрослые или старшие ребята. Поощрение его ловкости вызовет у него желание еще лучше целиться шаром, увеличить расстояние до кеглей.
Взрослый должен разделить с ребенком не только радость победы, но и радость игры.
Для ребят лет четырех-пяти кегли можно уже ставить подальше друг от друга, подсчитывать попадания― «очки», определять победителя. Играющий с детьми взрослый обязательно должен дать возможность выиграть и ребенку, иначе постоянные неудачи со временем вызовут у него отрицательное отношение к игре.
Но и постоянные выигрыши ребенка, играющего со взрослым, тоже вредны. Они могут вызвать у малыша неправильное представление о возможностях взрослых, а иногда и хвастовство, зазнайство: «Подумаешь, папа! Я у него всегда выигрываю!»
Шести-семилетние дети играют в кегли, соблюдая уже более сложные правила, они знают фигуры по «старшинству», могут прочесть цифры на головке кеглей, расставить их в требуемом
порядке, стараются попасть в фигуры большей значимости, подсчитывают очки. Ребята этого возраста играют чаще без взрослых, они уже умеют сговариваться при группировке команд, договариваться о правилах. Кроме общих установленных правил, они вводят иногда и дополнительные, например: нельзя вытягивать руку вперед из-за линии кона; кто попал в кеглю, имеет право на дополнительный шар и т.д.
Читайте также:
Просмотрено: 543 раз 17 марта 2010