Умные игрушки

Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют развитию его мышления и речи. Существует и особая категория игрушек, специал

Игры и творчество детей Умные игрушкиГотовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют развитию его мышления и речи. Существует и особая категория игрушек, специально созданных для развития умственной деятельности ребенка. Играя с этими, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представления о количестве и качестве предметов.

Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались и совершенствовались народные игрушки: вкладыши, лотки с тарами и яйцами. О разной мелочью, позднее ― матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами― «пирамидки», бирюльки. Все это дидактические игрушки, т. е. обучающие.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки впервые покупают малышу на первом году жизни. Погремушка уже учит держать ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т. д.

В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми, но очень скоро начинают играть самостоятельно, так как большая часть их предоставляет Возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек, надевая па стержень кольца башенки-пирамидки, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут ее допустить благодаря конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку ― не удастся: только вкладывая меньшую в большую, можно последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это. Одновременно он привыкает соразмерять детали ― на глаз определять, какие половинки игрушки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел кольца, это сразу будет видно. Сравнений― какая деталь больше или меньше, насколько меньше ― проходит в интересной игровой деятельности.

И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятие «больше ― меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.

Не будем здесь подробно рассказывать, как играть в каждую из дидактических игр, да в этом и нет необходимости, так как имеется достаточное количество специальной литературы. Отметим только, что дидактическая игрушка может значительно обогатить представления, знания, речь ребенка, если играть в нее ему помогают взрослые. Очень важно соблюдать в дидактических играх по степенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные возможности ребенка.

Играя с малышом 3―4 лет, взрослый расставляет перед ним матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что поменьше, ― синий. Вот матрешка еще меньше, на ней зеленый платочек, а на самой маленькой ― желтый.

Воспитатель называет цвета платочков, и малыш повторяет за ним. Когда взрослый увидит, что ребенок усвоил цвета, он говорит ему: «Закрой глаза». Ребенок закрывает, а воспитатель в это время прячет одну из матрешек. «Посмотри, пока мы с тобой спали, одна матрешка убежала. Ты не вспомнишь какая? А какой на ней был платочек?» И малыш напрягает внимание и память, вспоминает и радуется, если ответил правильно. В следующий раз можно уже поставить перед ребенком задачу запомнить, какого роста была матрешка, какого цвета части ее одежды, даже где она стояла. Это игра, и интересная игра, а в процессе ее у ребенка развивается много нужных качеств: внимание, произвольная память, способность к умственному напряжению.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут и сами ставить перед собой или перед товарищем подобные задачи в игре. Они, например, загадывают, какое кольцо башенки убрали, каким оно было по счету, цвету, где лежало»

Так одна и та же игрушка станет служить детям разного возраста, только задачи игры будут разные, объем получаемых детьми знаний, навыков и умений будет последовательно расширяться.

Дидактическая задача может быть поставлена во многих настолько-печатных играх. Лото, домино, парные картинки, игры-«квартеты» помогают ребенку учиться считать, производить простейшую классификацию предметов, сопоставлять предметы то тождеству и сходству и т. д.  
Читайте также:

  • Влияние игр на развитие ребенка
  • Кто что ест или маленький поварёнок
  • Игрушки для детей старшего дошкольного возраста
  • Отобразительные игры детей
  • Роль и значение игрушек для всестороннего воспитания детей
  • Просмотрено: 411 раз 17 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий