Значение физкультурного оборудования и инвентаря

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.

Физическое воспитание дошкольников Значение физкультурного оборудования и инвентаряДля успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.), а также разные атрибуты, игрушки.

Физкультурное оборудование расширяет возможности использования упражнений. При этом у детей формируются разнообразные двигательные навыки (к примеру, лазанье по гимнастической стенке, по канату, езда на велосипеде и на самокате и др.). Специфические свойства отдельных предметов определяют структуру движений: гимнастическая скамейка ― равновесие и ползание; мяч ― катание, перебрасывание, отбивание; флажки ― взмахи, покачивания, вращательные движения. В то же время важно разностороннее употребление каждого снаряда. Например, лесенка может быть вертикальной, горизонтальной, наклонной, стационарной и приставной, положенной на пол и приподнятой на высоту и использоваться для лазанья, пролезания, перешагивания.

Упражнения с пособиями способствуют развитию физических качеств: ловкости (перешагивание через предметы), быстроты двигательных реакций (упражнения с мячом), глазомера (метание в цель) и др. При выполнении упражнений на гимнастической стенке, скамейке значительно увеличивается амплитуда движений, возрастает растяжение косых мышц спины и плечевого пояса, что содействует улучшению гибкости опорно-двигательного апарата. Действия на уменьшенной или приподнятой площади опоры (бревно, наклонная доска); балансирование на крупном набивном мяче, катящемся цилиндре развивает у детей равновесие. Ходьба на лыжах, преодоление полосы препятствий воспитывают выносливость. Упражнения с физкультурным инвентарем, специальные игры способствуют выработке координации движений пальцев, кисти рук («Пять палочек», «Лучинки» и др.), ног (при разных способах Влезания на гимнастическую стенку), умения согласовывать движения тела, рук, ног с особенностями движения предметов. Еще более увеличивается координационная сложность в упражнениях, выполняемых парами (с палками, большими обручами), подгруппами (с длинным шнуром). Прыжки со скакалкой, отбивание мяча помогают воспитанию у детей чувства ритма, дают возможность выполнять упражнения в разном темпе.

Выделяются упражнения и игры, развивающие отдельные группы мышц. Укреплению мышц кисти и пальцев помогают игры, направленные на развитие точности движений (бирюльки и др.), регулирование силы нажима (настольный «Баскетбол» и др.), ловкости и быстроты движений («Камешки»). Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, в частности разных способов захвата палки, также оказывает влияние на эту группу мышц. От способа держать мяч (положение кистей и пальцев) зависит правильность выполнения броска при прокатывании, перебрасывании. Для тренировки мышц плеча и предплечья полезны упражнения с обручем (разнообразные передвижения его в руках), набрасывание колец, бильбоке.

Вспрыгивание на возвышение (плинт, куб, скамейку), упражнения с большим обручем (хула-хуп, прыжки с обручем как со скакалкой) развивают крупные мышцы туловища и ног. Педальные машины, велосипеды, ролики стимулируют развитие мышц ног. Предметы помогают влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без них (повороты туловища в стороны укрепляют косые мышцы только в том случае, если они выполняются сидя на гимнастической скамейке, т. е. когда исключаются движения в тазобедренном суставе). Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются наборы шариков, колец, палочек, веревки (для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки помогают упражнения, выполняемые у стенки-щита, упражнения с палкой (палка на лопатки), мячом (бросание из-за головы двумя руками) и др.

Применение снарядов и инвентаря усиливает влияние упражнений на организм. Увеличение физической нагрузки связано с достижением более полной амплитуды (размаха) движений, ростом мышечного напряжения в связи с преодолением сопротивления опоры или предмета (палки и т. п.), его массы (набивной мяч), инерции и массы собственного тела (общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по веревочной лестнице, канату), возрастанием нагрузки на отдельные группы мышц при исходных положениях, в которых части тела закрепляются и фиксируются на снарядах, возможностью задавать более быстрый темп движений, увеличением их интенсивности, изменением характера движений (резкие, плавные и др.).

При обучении использование пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают добиться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, осязательных, зрительных, слуховых, равновесия и ускорения, возникающих в процессе выполнения упражнений с предметами. Предметы являются зрительными ориентирами, ограничителями движения.

Например, палка позволяет точно фиксировать положение рук, что способствует качественному выполнению упражнения; достигать предельной амплитуды; координировать движения отдельных частей тела (приседая, держать палку перед собой). Предметы также дают возможность обучать детей дифференцировке мышечных ощущений (упражнения с мячами разной массы и др.), способствуют отчетливости слухового восприятия движения (упражнения со скакалкой, мячом).

Формирование представления о движении тесно связано с его осознанием, осмыслением. Предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно (к примеру, положить палку на пол, поднять вверх) и тем самым развивают способность контролировать свои движения, замечать ошибки и сознательно исправлять их.

Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать задания (метание предметов, разных по форме, массе: мячи, набивные мешочки, шишки, диски и др.) и создавать условия, усложняющие задание (ходьба, бег по доске разной ширины, приподнятой на разную высоту). В процессе упражнений с предметами дети узнают их свойства: цвет, форму, массу, качества материала, особенности движения в пространстве и взаимодействия, запоминают направление движения.

Изготовление атрибутов требует от детей проявления интеллектуальных умений и навыков. Ряд игр способствует пополнению знаний детей о физической культуре и спорте, знакомит с правилами спортивных игр (настольный «Футбол», «Хоккей»).

Упражнения с физкультурными пособиями способствуют развитию кисти и пальцев; это активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие в целом. Совершенствование координации мелких мышц подготавливает руку ребенка к письму.

Коллективные спортивные игры (волейбол, городки и др.) и упражнения с предметами (парами, в колонне, подгруппой) способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств, учат детей творческому взаимодействию при решении двигательной задачи. Такие упражнения, как лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба по гимнастической скамейке, скатывание с горки на санках, лыжах, развивают у детей смелость, решительность, настойчивость, выдержку. Физическое напряжение связано с волевыми усилиями, поэтому эти упражнения способствуют формированию нравственно-волевых качеств. Участие в подготовке физкультурного инвентаря к занятиям формирует у детей навыки бережного, аккуратного обращения с ним, умения раздавать и собирать, устанавливать, перемещать, класть в отведенное место. Дети осваивают правила хранения оборудования и ухода за отдельными пособиями из разных материалов; учатся изготовлять атрибуты для игр из бумаги, картона, ткани, дерева.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы в оформлении физкультурных зон вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Сюжетные постройки на участке (домик-теремок для лазанья, «крокодил» ― бревно для упражнений в равновесии и др.) повышают интерес к упражнениям.  
Читайте также:

  • Общеразвивающие упражнения для детей
  • Основные движения для детей
  • Временные характеристики физических упражнений
  • Характеристика программы по физическому воспитанию
  • Классификация физических упражнений
  • Просмотрено: 1845 раз 15 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий