Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Программная задача. Сформировать у дошкольников представления о людях сельскохозяйственного труда, воспитать уважение к их труду. Раскрывая тему, педагог использует стихи Н. Забилы «На колхозных полях», рассказы М. Ляшенко, рассказ А. Мусатова «Кто в поле главный?», Я. Тайца «Послушный дождик» и др.
Дети узнают, что колхозники: хлеборобы, животноводы, трактористы, садоводы, люди других специальностей — это дружная семья. На них лежит большая ответственность, потому что их труд нужен всем. Колхозники переживают перед сбором урожая, если наступает непогода: надвигается гроза, засуха или заморозки весной. Они боятся, что урожай может погибнуть, а хлеб нужен всем. Поэтому работа на полях не прекращается день и ночь. Людей сельскохозяйственного труда отличает большая любовь к земле. Любить землю — значит украшать ее своим трудом, выращивать хлеб, сажать сады, заботиться о том, чтобы всегда был богатый урожай. Колхозники — добрые, трудолюбивые люди, они любят животных и птиц, ухаживают за ними. Создавая собирательный образ человека сельскохозяйственного труда, воспитатель использует имеющиеся художественные произведения о колхозниках.
Можно пригласить в детский сад кого-либо из колхозников, чтобы он рассказал о родном колхозе, о животноводческой ферме, о работе в поле и т. п. Педагог заранее заботится о том, чтобы этот рассказ был увлекательным, интересным для детей, а не превратился в сухое описание того, чем занимаются люди в колхозах. Желательно, чтобы гость рассказал о каких-либо интересных событиях, связанных с трудом и жизнью колхозников. Приведем примерный рассказ колхозницы: «Работаю я, дети, в колхозе, на животноводческой ферме, ухаживаю за коровами. Всех своих коров я знаю по именам. Прихожу я к ним рано утром, чтобы накормить и посмотреть, все ли у них в порядке. Как-то раз вхожу в хлев — все коровы повернули головы в мою сторону и замычали. Это они здоровались со мной. Только одна Буренушка головы не подняла. Подошла я к ней, а глаза у нее грустные-грустные и не ест ничего. Я испугалась — вдруг Буренушка заболела. Побежала к нашему ветеринару Николаю Ивановичу, он обо всех болезнях животных знает. Посмотрел он на Буренушку и говорит: «По зеленой траве она соскучилась, витаминов ей в корм нужно добавить».
Рекомендуется прочитать детям рассказ Л. Воронковой «Маленький Соколик», в котором привлекателен образ деда Мироныча, работающего на конюшне. Он любит лошадей, заботливо относится к родившемуся жеребенку. Воспитатель спрашивает детей о том, как относился дед Мироныч к жеребенку, какими ласковыми словами он его называл, как успокаивал («Ну-ну, Соколик, не пугайся! Мы тебя не обидим»). Интересен и образ дедушки — «начальника дождя» из рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель продолжает учить дошкольников отражать свои впечатления о труде взрослых.
Например, можно посвятить занятие изображению тракторов в поле. На заранее приготовленном листе — поле — нарисована земля, борозды, солнце. Дети наклеивают готовые силуэты тракторов, придумывая размещение их на листе, вырезая самостоятельно детали — колеса, руль. На трактор лучшего тракториста наклеивают красный флажок.
Если у дошкольников есть знакомый тракторист, то при последующем общении с ним дети показывают ему свою коллективную работу, радуются положительной оценке. В средней группе дети рисуют уже лучше и могут изображать даже некоторые сюжетные ситуации, причем не только те, что они видели сами, но и те, о которых узнают из художественных произведений, при рассматривании картин. Здесь так же, как и в младшей группе, используются творческие задания.
Читайте также:
Просмотрено: 660 раз 24 августа 2010