Взаимосвязь занятии по конструированию и ручного труда

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по конструированию, так и во время самостоятельной деятельности. Использование одних и тех же материалов (бумаги, семян и плодов раст

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Взаимосвязь занятии по конструированию и ручного труда Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по конструированию, так и во время самостоятельной деятельности. Использование одних и тех же материалов (бумаги, семян и плодов растений, коробок и катушек), инструментов, наличие одинаковых действий (склеивания, складывания и т. д.) во многом сближает конструирование и ручной труд.

В каких случаях деятельность детей следует рассматривать как обучение трудовым навыкам, в каких — приемам конструирования? Решение этого вопроса имеет большое значение для практики, так как каждый вид деятельности отличается определенными мотивами и целями и требует специфического руководства со стороны педагога.
Целью учебной деятельности является формирование навыков конструирования, трудовой — изготовление предметов, имеющих значимость для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Если этого не учитывать, то воспитательно-образовательные возможности каждого вида деятельности снижаются. Например, дети на занятии учатся делать игрушку (одноэтажный домик). Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Однако все его приемы направлены не на поддержание данного общественного мотива, а на усвоение программного содержания, на реализацию главной цели занятия — сформировать навыки изготовления поделки, поэтому нравственный смысл работы не воспринимается. Кроме того, разъяснение значимости и необходимости поделки для малышей не позволило в полной мере вычленить и познавательную задачу (чему научимся), привело к подмене ее практической задачей (сделаем домик).

Ошибка допускается и тогда, когда детям вне занятий предлагается работа, требующая малоизвестных или совсем неизвестных им умений. В результате педагог вынужден использовать методические приемы, направленные на формирование умений и знаний, необходимых для достижения результата (что характерно для обучения), а решение задач нравственного воспитания, что является первостепенным в трудовом процессе, отодвигается на второй план. Происходит дидактизация трудового процесса, когда труд больше похож на занятие (с той лишь разницей, что в нем участвуют не все дети): педагог использует прямой показ и объяснение, контроль осуществляет сам, в организации работы вынужден главную роль взять на себя, а дети выполняют его указания. Взаимоотношения их с педагогом складываются так же, как на занятии: воспитатель учит — дети учатся, результат оценивается как учебный: что получилось? Чему научились? В данном случае внесение общественного мотива ничего не меняет, так как избранная педагогом методика не направлена на его поддержание.

А. П. Усова считала, что каждый из этих видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и потому обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

В то же время А. П. Усова указывала на необходимость введения знаний, получаемых детьми на занятиях в детский обиход, в их игры, труд, общение. Она отмечала, что детей надо уметь вести по пути самостоятельного использования знаний и умений.
Программа старшей группы требует от воспитателя такой организации работы, чтобы знания и умения, получаемые на занятиях по конструированию, использовались в ручном труде, при изготовлении различных поделок, подарков. Но как показывает практика, эти два вида деятельности нередко в педагогическом процессе выступают изолированно.  
Читайте также:

  • Условия достижения взаимосвязи занятий по конструированию с ручным трудом
  • Наряду с общим признанием работы необходима и оценка-анализ
  • Выдвигаемые учебные задачи становятся для детей значимыми
  • Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт
  • Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели
  • Просмотрено: 595 раз 17 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий