Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Содержание труда. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Расширение количества процессов хозяйственно-бытового труда создает возможность для систематического вовлечения всех детей группы в работу, воспитания у них привычки ежедневно трудиться.
В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирают кукольную одежду, моют игрушки, накрывают на стол, подготавливают материалы к занятиям). Это требует от ребят знания конкретных приемов и операций (дети овладели ими на предыдущей возрастной ступени), умения пользоваться ими в нужной последовательности. Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что-то приятное. У детей воспитывают уважительное отношение к труду взрослых― домашней работе близких и обслуживающего персонала детского сада. Воспитатель обращает внимание ребят на качество трудовых операций работающих: няня старательно моет пол, двери, окна, чтобы везде было чисто, уютно; мама быстро готовит еду, чтобы вовремя всех накормить. Так воспитатель акцентирует внимание на общественной направленности труда, обеспечивает формирование у детей положительного отношения к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.
Методика работы. Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых. Поэтому при организации хозяйственно-бытового труда в средней группе воспитатель, поддерживая личную инициативу, личный мотив в процессе работы, стремится по возможности его изменить, придать ему общественно значимый смысл. Например, воспитатель предложил Славе положить свои варежки для просушки в сушильный шкаф. Мальчик с радостью сделал это. Воспитатель подсказывает, что нужно позаботиться и о других детях, чтобы и у них были сухие варежки. Мальчик ответил: «Я сейчас свои положу, а потом и другие положу». Управившись со своими варежками, Слава взял с банкетки приготовленные для просушки варежки ребят и разложил все на теплой трубе.
Участие детей в выполнении трудовых задач общественного характера часто зависит от их желаний. Это обязывает педагога позаботиться в первую очередь о выполнении тех поручений, которые для ребят наиболее желанны (постирать кукольную одежду, помыть игрушки). Дети, достигая цели деятельности, получают удовлетворение от выполненной работы, и это побуждает их к дальнейшему участию в подобных делах. С другой стороны, такой ребенок становится примером для подражания. Сверстники пытаются включиться в аналогичные дела, получить одобрение взрослого и за то, что успешно справились с заданием, и за то, что помогли другим.
Наиболее доступной формой организации такого труда для детей пятого года жизни являются дежурства. Воспитатель внимательно наблюдает, как ребята относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей, как у них складываются взаимоотношения со сверстниками. Включение детей в общую работу и создание разнообразных жизненных ситуаций при ее выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности, вызванной личными мотивами (сделать самому, удовлетворить свою потребность в активности, в общении со сверстниками), на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу, взрослому.
При организации хозяйственно-бытового труда в средней группе также нужно использовать игру. Воспитатель говорит, что хочет познакомить детей с новой игрой «Строительство корабля», но для этого желательно, чтобы кубики, строительный материал были чистыми, как новый материал, красивыми. «Подумайте,― предлагает он,― что для этого нужно сделать». Воспитатель поддерживает инициативу ребят, изъявивших желание вымыть строительный материал. Работают дружно: одни моют кубики, другие вытирают, третьи складывают их на место. Воспитатель не оставляет без внимания занятия детей.
Обращаясь к ним, спрашивает: «А кто же у вас главный? Кто отвечает за всю работу по заготовке строительного материала для постройки корабля?» Быстро сориентировалась Аня. Она предложила себя. Дети не возразили. Аня начала командовать: «Давайте хорошенько работайте. Вот у тебя, Андрей, плохо вытерты кубики». Андрей отвечает; «Хитрая, Анечка, все командуешь, командуешь, а сама не работаешь». Воспитатель поддерживает мальчика: «Замечание справедливое. Вы уж подумайте, товарищ начальник, может быть, кто-то нуждается в помощи». Аня, видя, что Андрей и Саша не справляются со своими обязанностями, начала вместе с ними вытирать бруски. Вскоре работа закончилась. Воспитатель и «начальник» строительства отметили дружную, слаженную работу: «Молодцы, работали хорошо, потрудились славно, а теперь можно приступить к строительству корабля». Труд в соединении с игрой способствует воспитанию у детей желания работать, помогает детям в достижении цели. В совместной работе ребята сближаются, становятся приятными партнерами по игре и работе.
Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно-бытового труда в воспитательной работе с ними используют соответствующую по содержанию художественную литературу («Полюбуйтесь-ка, игрушки» Е. Благининой и др.), иллюстрации к книгам, картинки (например, «Дежурство», «Подготовка в семье к празднику»), беседы по этим материалам.
Ознакомление с трудом взрослых ― родителей и других членов семьи, работников детского сада ― по-прежнему занимает особое место в воспитательной работе с детьми этого возраста. Важно уже в средней группе показать общественный характер бытового труда, его направленность на благо других. Внимание педагога должно быть направлено не столько на расширение количества представлений о содержании хозяйственно-бытового труда, сколько на воспитание добрых чувств к взрослым, благодарности за их работу. Важно организовать наблюдения за коллективным трудом взрослых. Педагог опирается здесь на пример работающих в детском саду, их взаимоотношения и использует прием подражания ― няне, повару и его помощнику. Это способствует повышению знаний о труде взрослых, пробуждает трудовую активность ребят, чувство уважения к людям, создающим условия для того, чтобы детям жилось хорошо.
Читайте также:
Просмотрено: 1268 раз 26 февраля 2010