Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Характер руководства педагога при этом зависит от опыта детей, наличия или отсутствия у них соответствующего умения.
Как и в случае обучения выполнению трудовых действий, воспитатель первоначально берет на себя активную роль: он сам назначает каждого ребенка на определенный участок работы. Делается это с учетом возможностей детей при решении поставленных воспитательно-образовательных задач.
Однако было бы неправильным считать, что распределение общей работы между детьми нужно осуществлять только таким образом. Главное — последовательно и целенаправленно обучать этому детей. Начинать обучать надо с того момента, когда воспитатель наметит, кто и что будет делать, в каких трудовых процессах будет принимать участие, какие действия будет выполнять. Если педагог обосновывает свое назначение ребенка на данный участок работы, то у детей формируется представление о справедливом распределении обязанностей: «Алеша в прошлый раз мыл кубики и научился это делать неплохо. Пусть сегодня он поучится, как их нужно вытирать,— говорит воспитатель.- А Оля может укладывать кубики на место. Я заметила, что она делает это очень тщательно, продуманно». Так взрослый показывает, что распределение работы происходит не случайно, и дети на конкретном примере убеждаются в необходимости выполнения всякой работы, независимо от того, нравится ли она им или нет. Это способствует воспитанию у них ответственности за порученное дело.
Но не следует забывать, что у дошкольников к шести годам проявляется интерес к отдельным видам труда. Поэтому воспитатель стремится поручить ребенку тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата. Например, дети получили задание сделать из засушенных цветов и листьев панно для украшения раздевальной комнаты малышей. Воспитатель отмечает, что окантовку картины следует поручить Ларисе: «Она умеет вырезать ровные полоски, аккуратно подклеивать». Выбор педагога не случаен. Он знает, что девочка проявляет большой интерес к работе с бумагой.
Так удается удовлетворить желание ребенка и одновременно улучшить качество выполненной работы.
Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. При этом педагог показывает разные способы распределения работы:
очередность выполнения наиболее привлекательного труда (например, если раньше Костя мыл поддоны, то теперь он будет протирать стенки аквариума или вытирать пыль со стола, на котором стоит аквариум);
использование считалки;
желание ребенка участвовать именно в данном трудовом процессе и выполнять в нем определенное действие. В этом случае особенно ярко проявляются доброжелательность детей, умение считаться с интересами сверстников. Воспитатель обязательно должен отметить, как хорошо поступили ребята, доставив удовольствие товарищу;
учет возможностей каждого участника: есть ли у него навыки? В каком темпе он работает? В чем преуспевает?
Читайте также:
Просмотрено: 249 раз 31 июля 2010