Методика проведения наблюдений за животными

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Методика проведения наблюдений за животнымиЗнания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

Наблюдение важнейший метод познания животного мира характеризуют следующие особенности: а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, что позволяет увидеть его проявления, поведение в обычных для него (или близких к естественным) условиях; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно предоставляет возможность непосредственного общения с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований к его организации и проведению:

  • необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
  • наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
  • в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (размер, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
  • направленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время.

Поэтому воспитатель намечает заранее лишь основные линии наблюдения, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагогарешая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

Методика проведения наблюдений с детьми разных возрастных групп в данной главе освещена по тем же разделам, которые были указаны ранее (знакомство с представителями четырех классов животных).

Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение разрешают себя гладить, берут из рук пищу, тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млекопитающие издавна живут рядом с человеком, он проявляет внимание к ним и заботу.

В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:

  • младший дошкольный возраст наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
  • средний дошкольный возраст наблюдение за козой, козлятами во время прогулки, экскурсий в свинарник, рассматривание щенка, кролика (на занятии);
  • старший дошкольный возраст рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).

В методической литературе достаточно подробно описано содержание и методика ознакомления детей разных возрастных групп с домашними животными.

Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными.

Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявлялись наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Воспитатель принес в группу котенка. «Ой, киска», закричали дети. «А у меня тоже дома есть кошка», сказал Олег. «А у моей бабушки кошка есть, добавила Марина. Она меня оцарапала». «Меня тоже царапала», добавила Оля. «Вы, наверное, громко разговаривали, как сейчас, вот кошка и была сердита. Давайте успокоимся, a Олег нам скажет: его кошка похожа на эту?»  
Читайте также:

  • Содержание педагогической работы
  • Обогащение представлений детей о внешнем виде животного
  • Ознакомление детей раннего возраста с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей младшей группы с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей средней группы с домашними животными и дикими зверями
  • Просмотрено: 2944 раз 16 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий