Вместо дидактических игр воспитатель может рассказать что-либо интересное о растениях

Согласно плану в подготовительной к школе группе проводят занятия по ознакомлению с комнатными растениями (они проводятся по типу того, которое описано в материалах старшей группы). На этих

Например о их родине, как растения там выглядели, как они там использовались, о том, что некоторые из растений, находящихся в группе, лекарственные. Эти сведения очень интересуют ребят и укрепляют их любовь к «зеленым» друзьям.

Согласно плану в подготовительной к школе группе проводят занятия по ознакомлению с комнатными растениями (они проводятся по типу того, которое описано в материалах старшей группы). На этих занятиях воспитатель так же, как в старшей группе, закрепляет знания детей о растениях, учит отмечать существенные признаки их внешнего вида, упражняет в описании растений, в сравнении их между собой. Это дает возможность подвести ребят к выводу о том, чем похожи все растения. (У всех есть стебель, корни, все растут в земле, всем нужны свет и вода, за всеми нужно ухаживать.)

Чтобы укрепить интерес детей к растениям, на каждое занятие желательно вносить новое растение; воспитатель называет его, рассказывает о том, какие условия ему необходимы и как за ним ухаживать.

В конце занятия целесообразны дидактические игры, в ходе которых закрепляются знания детей о растениях и умение рассказывать о них. Воспитатель следит за тем, чтобы эти игры усложнялись, активизируя мышление детей. Например, предлагает угадать по описанию, какое растение задумано, говорит: «Это растение маленькое, стебель у него очень короткий, листья на длинных черешках, круглые, окраска их красноватая, на листьях серебристые полоски, листья и черешки покрыты редкими ворсинками, у него усы, а на них детки. Что это за растение? (Камнеломка.)» Следует помнить, что характерный признак какого-либо растения, по которому дети безошибочно его узнают, нужно называть самым последним. Дело не только в том, чтобы ребята легче и скорее отгадали растение; важно, чтобы они вспомнили все его признаки.

В подготовительной к школе группе воспитатель при ознакомлении детей с комнатными растениями широко использует вопросы, ответы на которые требуют предварительных наблюдений за ростом и развитием растений. В ходе занятий по ознакомлению с растениями или при систематических обсуждениях дежурств педагог спрашивает детей, что они заметили нового, предлагает детям придумать подобные вопросы самостоятельно и задать их друг другу. Например, воспитатель спрашивает: «Столько ли растений они поливают поздней осенью или зимой, сколько летом? Почему зимой поливать растения нужно реже? Что в растениях меняется зимой? (Они не растут, поэтому поливать их надо реже.) А какие растения
зимой надо поливать чаще? Почему? (Они и зимой — или только зимой — растут и цветут.)» В других случаях воспитатель предлагает сравнить, как выглядит крапивка (колеус) зимой, с тем, как выглядело это растение летом, и объяснить различие. Такие приемы помогут воспитателю подвести детей к выводу о том, что состояние растений зависит от времени года (зимой многие из них не растут) и от конкретных условий жизни каждого растения, например от количества света. (Зимой день короткий, погода пасмурная, света мало, поэтому листья колеуса бледнее и меньшего размера, чем летом.)

Развитие и воспитание дошкольников