Ознакомление детей средней группы с зимней природой

Знакомить детей с характерными явлениями погоды: снегопад, мороз, свойства снега (рыхлый, из него можно лепить) и льда (он твердый, скользкий); в мороз вода превращается в лед, а лед и снег

Ознакомление детей с природой » Зима и дети Ознакомление детей средней группы с зимней  природойСодержание программы. Знакомить детей с характерными явлениями погоды: снегопад, мороз, свойства снега (рыхлый, из него можно лепить) и льда (он твердый, скользкий); в мороз вода превращается в лед, а лед и снег в тепле ― в воду. Учить детей различать лиственные и хвойные деревья (создать представление о внешнем виде деревьев зимой). Развивать способность детей любоваться красотой зимнего пейзажа; узнавать и называть наиболее распространенных у нас зимующих птиц. Подвести детей к установлению связи между погодой и трудом людей. Надо продолжать привитие трудовых навыков по выращиванию лука, уходу за растениями и животными в уголке природы (поливать растения, давать корм птицам и рыбам).

Ознакомление с явлениями в неживой природе. На ежедневных прогулках дети продолжают наблюдение над погодой, устанавливают связь между погодой и одеждой. Возвратившись после прогулки в помещение, дежурные переводят стрелку на игрушке «Какая сегодня погода?» на соответствующую картинку.

Зимой нужно организовать наблюдение за снегопадом: как падает снег ―быстро или медленно летят снежинки? Куда падает снег? Обратить внимание на красоту заснеженных кустарников и деревьев (прочитать начальные строки стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый»). Нужно пояснить, что снег идет из снеговых туч. В это же время или в другой раз предложить детям поймать снежинку на рукав пальто, рассмотреть ее, поймать на ладонь и посмотреть, как она растает, спросить, куда делась снежинка, что осталось на ладони.

После каждого снегопада надо вместе с детьми расчищать дорожки на участке детского сада. Работа распределяется с учетом сил и возможностей каждого ребенка. Получив инвентарь, одни дети сгребают снег лопатами и движками, другие увозят его на санках, остальные разметают дорожки метлами. Эта работа усиливает впечатление о зиме, помогает усвоить качества снега: белый, легкий, пушистый.

«Наступила зима, выпало много снега. Белый снег покрыл всю землю. На улице холодно. Посмотрите, как тепло одеты дети ― в шубах, валенках, теплых шапках, варежках. Весело ребятам на улице зимой. Они лепят снежную бабу, катаются на санках».

Для более активного восприятия содержания картины воспитатель задает детям вопросы: «Что лежит на земле? Где еще лежит снег? Что делают эти дети из снега? (Показывает на группу детей, которые лепят снежную бабу.) Что делают вот эти дети на снежной горе? (Показывает на группу детей, которые катаются на санках.) Во что одета эта девочка? Во что одет этот мальчик? Почему дети тепло одеты? А что вы надеваете, когда, идете на прогулку? Что мы делаем из снега? Какой был снег?»

Рассматривание деревьев. Для того чтобы дети средней группы получили представление о деревьях зимой и. почувствовали красоту зимнего ландшафта, нужно в ближайшем лесу (в парке, сквере или у себя на участке) показать им деревья с голыми ветками, хорошо заметными на фоне неба и белого снега. При рассматривании деревьев обращают внимание на форму их частей, например: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце топкие; на ветках нет листьев.

В другой раз показывают деревья в зимнем уборе. При этом обращают внимание на зеленые иголки у хвойных (сосны, ели).

Ознакомление с птицами.
Для воспитания бережного отношения и любви к птицам необходимо следить, чтобы дети систематически подкармливали птиц на участке. А- во время прогулок проводить наблюдения за воробьями и воронами, сравнивая их по величине (воробей, маленький, ворона большая), голосам (воробей чирикает, ворона каркает), внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья) и характерным повадкам (как: обнаруживают корм, как подлетают к нему, как клюют его).

Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птицы. Для уточнения представлений о ней проводят занятие, примерный конспект которого приведен ниже.

Наблюдение за птицей в клетке (примерный конспект занятия)
Программный материал. Дети .должны знать о назначении частей тела птицы: глаза видят, клювом птица клюет корм, на ногах она стоит, ходит а прыгает.
Оборудование занятия: снегирь в клетке, корм (зерна) и вода.

Организация занятия. Дети сидят с трех сторон стола.

Ход занятия.
На кого снегирь смотрит? Вот он повернул голову к Вите и посмотрел на него. Теперь глядит на Любу, а хвостом повернулся к Вове. Теперь посмотрите, как снегирь стоит. Вот он прыгнул. Ноги у него тонкие, лапки маленькие.

Теперь дадим снегирю зерно. (Показывает.) Посмотрим, как он будет клевать зерна. Птичка клюет клювом. Смотрите, как снегирь раскрывает клюв и клюет зерна. Чем клюет птица зерна? Поставлю блюдечко с водой. А теперь что птичка делает?

Каких птиц вы видели на участке? Как воробьи клюют? Кто видел, как воробьи летали? Что они делали крыльями? Покажите все, как птицы -машут крыльями.

Воспитание трудовых навыков.
Ход занятия.
На столе 2 ящика― пустой и с землей; перед каждым ребенком―коробка (или стакан из бумаги), совочек (или ложка), тарелочка с семенами овса.

Воспитатель. На столе перед вами лежат в тарелочках семена овса. Возьмите каждый одно семя. Какое оно? Посмотрите на -его длинный острый кончик. Теперь положите семена и послушайте.

Сегодня мы посеем семена овса в землю, а когда из них вырастет трава, будем кормить ею птиц. Семена мы посеем в коробки (или стаканы), стоящие перед вами. Посмотрите, как следует сеять. Сначала надо насыпать землю, затем положить на нее семена. Семена надо засыпать землей. (Все объяснение сопровождается показом.) Чтобы из семян выросла трава, надо землю полить водой. Когда вы посеете овес, дежурные соберут коробочки, поставят и польют.

Воспитатель вызывает 2―3 детей и предлагает им показать, как они будут сеять семена овса. Затем дети приступают к посеву. Воспитатель следит, чтобы все дети посеяли семена правильно. По окончании занятия дети ставят свои коробочки в ящик, дежурные поливают посевы из лейки.

В уголке природы дети по поручению воспитателя поливают комнатные растения, протирают влажной тряпкой крупные листья, кормят рыб, сажают лук.
На участке расчищают дорожки от снега, принимают участие в устройстве горки, кормят птиц.  
Читайте также:

  • Ознакомление детей младшей группы с зимней природой
  • Ознакомление детей старшей группы с зимней природой
  • Ознакомление детей средней группы с природой весной
  • Ознакомление детей младшей группы с природой весной
  • Ознакомление детей старшей группы с природой осенью
  • Просмотрено: 2142 раз 3 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий