Ознакомление детей с природой » Лето и дети Содержанке программы. Детей приучают наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце ― стало жарко, после дождя трава зеленеет); формируют у них простейшие обобщения (редис, морковь ― овощи; яблоки, груши, сливы ― фрукты); подводят к пониманию, что для роста растений нужны тепло, свет, влага; воспитывают способность замечать красоту природы. Нужно, чтобы дети приобретали навыки ухода за растениями и животными в уголке природы и на земельном участке.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. На прогулках педагог продолжает приучать детей наблюдать погоду, обращает их внимание на солнце, ветер, осадки. Дети отмечают, что летом солнце сильнее греет ―жарко, устанавливают зависимость от погоды их одежды.
В играх с водой (в бассейне, тазах или корыте), а также во время купания дети накапливают чувственный опыт, связанный со свойствами воды, наблюдают, что одни предметы (лодочки, легкие игрушки) в ней плавают, другие (камешки) тонут.
Ознакомление с явлениями в живой природе. В начале лета, пока трава еще не скошена, проводится несколько экскурсий на луг для ознакомления с цветами.
Хорошо понаблюдать за бабочками, как они порхают с цветка на цветок. Две-три осторожно пойманные детьми или воспитателем бабочки помещают в садок. Здесь их легко рассмотреть, обратив внимание на красивую расцветку крыльев, па передвижение по растению. После этого бабочку выпускают и наблюдают, как она, раскрывая крылья, летит и как, садясь на цветы, складывает их.
В течение лета проводят несколько экскурсий к реке, пруду или озеру.
У песчаного берега реки обычно плавает много мелких рыб, которых легко выловить. Пустив их в таз с водой, дети рассматривают, как они плавают (шевелят плавниками и хвостом). Затем рыб выпускают в реку, оставив только тех, которые нужны для уголка живой природы. Наблюдают, как плавает лягушка, ловят ее и пускают на траву. Показывают детям выпуклые глаза животного, широкий рот. Обращают внимание на то, как лягушка сидит (поджимает под себя задние ноги), как она прыгает (вытягивает ноги). Предлагают желающим подержать лягушку в руках, показывая, как ее брать (осторожно, не давя). Посмотрев лягушку, сажают ее в террариум. На следующий день животное нужно покормить при детях. Они посмотрят, как лягушка схватывает языком мух.
Надо предоставить детям возможность поиграть на берегу водоема с песком, камешками, ракушками. Разбирая их по величине и цвету, бросая в воду, дети устанавливают, что камень твердый, тяжелый, тонет в воде.
В конце лета для уточнения представлений детей о летних явлениях в природе проводят занятие, на котором рассматривают картину «Летом в парке» (из серии «Четыре времени года»).
Работа ведется так же, как и при рассматривании картины «Зимние развлечения».
Ознакомление с выращиванием растений. Для ознакомления детей с ростом и развитием растений проводят несколько раз за лето экскурсии по цветнику, огороду и саду. Во время экскурсий обращают внимание на изменения в росте растений, на появление цветов увеличение корней. При этом оценивают уход детей за растениями.
Беседы об овощах и фруктах. Продолжая работу над формированием понятия «овощи», проводят беседу, сочетаемую с игрой «Узнай на ощупь».
Беседа об овощах (примерный конспект)
Дети сидят или стоят вокруг воспитателя, перед которым в корзине лежат овощи: морковь, лук, свекла, картофель. Вынимая овощи и показывая их детям, он спрашивает: «Что это?» и «Какой он?» Затем воспитатель говорит: «Дети, заложите руки за спину. Каждому из вас я положу в руки овощ. Вы должны сказать, как он называется». Воспитатель дает каждому ребенку овощ, а затем предлагает: «Подойдите ко мне те, у кого в руках морковь, а положите ее в корзину. Теперь подойдите те, у кого в руках луковица» и т. д.
Когда все овощи будут собраны, воспитатель спрашивает; «Что у нас лежит в корзине?» Дети начинают перечислять: «Морковь, свекла» и т. д. Воспитатель: «Кто знает, как назвать все это одним словом?» Если дети не знают, сообщает: «В корзине у нас лежат овощи».
После этого воспитатель вызывает нескольких детей и спрашивает: «Какие овощи ты знаешь? Где растет морковь? Где растет свекла? Где растут овощи?»
По такому же плану можно провести занятие для уточнения понятия «фрукты».
Воспитание трудовых навыков. Дети продолжают выполнять ежедневные поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке (поливают растения, рыхлят землю, дают корм рыбам и лягушке).
Во время труда на земельном участке ―при поливке, рыхлении―надо обращать внимание на различие свойств почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после.
Читайте также:
Просмотрено: 2306 раз 3 марта 2010