Использование иллюстративно-наглядных пособий

Значение иллюстративных пособий. Кроме, натуральных пособий (растения и животные), в детском саду нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и яв

Ознакомление детей с природой Значение иллюстративных пособий. Кроме, натуральных пособий (растения и животные), в детском саду нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и явлений природы. Иллюстративные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления ее недоступны для непосредственного наблюдения. К таким пособиям приходится прибегать, например, при ознакомлении с домашними животными и дикими зверями, отсутствующими в данной местности, но указанными в программе. Кроме того, иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т. д.

Требования к содержанию и оформлению иллюстративных пособий. Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности. Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Они могут быть и сюжетными, и отображающими только однородные объекты ― отдельных животных, растения. Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Животные и растения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни. Желательно, чтобы в основе диафильмов и кинофильмов лежал небольшой, но запоминающийся сюжет. Кинофильмы могут быть немые и озвученные. Музыкальное оформление в этих фильмах не обязательно, но нужно, чтобы там были даны звуки природы (шум леса, пение птиц, голоса животных). Использование картин, диафильмов и кинофильмов. Показ картин, сопровождаемых рассказом воспитателя или его беседой с детьми, может быть проведен во всех группах.

Детям раннего возраста воспитатель, называя изображенное на картинке животное, предлагает показать глаза, уши, ноги.

В младших группах воспитатель задает короткие, ясные вопросы, обращая внимание на характерное во внешнем виде и повадках животных, на формы и цвет частей растений.

Во время рассматривания картин с детьми в средней, старшей и подготовительной к школе группах полезно применять сравнения животных или растений по различию и сходству, что способствует развитию наблюдательности и мышления. Например, в картинах из имеющихся серий «Домашние животные» и «Дикие звери» можно, сравнивать животных, изображенных на одной картине: взрослое животное с его детенышами, петуха с курицей, гуся с уткой, барана с овцой. Можно также предложить для сравнения животных, изображенных на разных картинах, например корову и лошадь, корову и козу, кошку и тигра и др.

Рассказывание по картинам проводится в старшей и подготовительной к школе группах. Описание детьми картин, составление ими короткого рассказа помогают закреплению полученных представлений, развивают связную речь. Для образца воспитатель составляет по картине связный рассказ и предлагает детям передать содержание картины, дать ей название.

Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста.

Кинофильмы в учебных целях используют главным образом в старших и подготовительных к школе группах. Для старшей группы лучше брать немой фильм, а для подготовительной ― озвученный.

Готовясь к занятиям по картине, диафильму, кинофильму, воспитатель должен хорошо ознакомиться с их содержанием, уяснить, что должны увидеть и усвоить дети в результате просмотра, какие новые слова им надо запомнить, продумать свои вопросы. После просмотра диафильма или кинофильма проводится небольшая беседа.

Настольные печатные игры. Для детей младших и средних групп рекомендуются наборы картинок, которые изображают животных, листья, цветы, фрукты, овощи. Для средних, старших и подготовительных к школе групп рекомендуются игры типа лото («Зоологическое», «Ботаническое», «Времена года»), которые в интересной игровой форме могут дать представление о домашних животных и диких зверях, растениях леса, поля, сада, огорода, цветника, о сезонных изменениях в природе и др.

Игрушки. Наборы игрушек ― домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды (объемные или плоскостные на подставках) ― нужны как для дидактических, так и для творческих игр, в которых дети отражают свои представления о природе и труде человека (игры в «птичник», «зоосад» и др.). Для накопления у детей чувственных представлений о предметах и явлениях природы нужны игрушки, приводимые в движение ветром (летуны, вертушки), водой (плавающие животные, лодки, мельница, водяное колесо).  
Читайте также:

  • Ознакомление детей подготовительной к школе группы с домашними животными и …
  • Ознакомление детей средней группы с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей раннего возраста с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей старшей группы с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей с природой через слово
  • Просмотрено: 1185 раз 2 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий