Игра ― не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. . В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.
В средней труп, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений.
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это» или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Игра «Цветочный магазин» (упражнение на умение выделять характерные признаки растений и описывать их)
Растения или карточки с изображением известных детям растений раскладывают так, чтобы их видели все дети. Воспитатель назначает кого-либо из ребят продавцом, остальных ― покупателями. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу ― узнать растение по описанию.
Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задавать дополнительные вопросы. Если продавец не узнал растение, его место занимает тот из детей, кто угадал, какое растение хотел купить покупатель. Выигрывает тот, кто больше продал или купил растений.
Если эта игра проводится с детьми первый раз, то роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель.
Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является, объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.
Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.
Ролевые игры. Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.
Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие вопросы, исправляет несерные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в иен только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду.