Наблюдения на экскурсиях

На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя наблюдать особенности растений, внешний вид и повадки животных, сезонные изменения в жизни природы и устанавливать некоторые связи между

Ознакомление детей с природой На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя наблюдать особенности растений, внешний вид и повадки животных, сезонные изменения в жизни природы и устанавливать некоторые связи между ними. Все это расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту любознательности, служит основой для научного миропонимания.

Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим (для младших групп ― 1―2, для средней ― 2―3, для старших ― 3―4). На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Часто слушают воспитателя только некоторые из них, а остальные смотрят по сторонам.
Внимание маленьких детей (2―4 лет) можно привлечь, как уже указывалось, приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятий с радостными переживаниями. Так, например, обращаясь к ребенку, воспитатель может сказать: «Послушай, как для тебя птички поют». «А для меня поют?»―сейчас же спрашивают другие дети. «Послушайте хорошенько,― говорит воспитатель,― если услышите, значит, и для вас поют». Дети прислушиваются и с радостью сообщают: «И для меня поют» (из опыта воспитателя Е. П. Хромовских, Ленинград). Можно использовать игровые приемы: как скачет лягушка, как прыгает воробей». Чтобы воспроизвести движение, ребенок должен понаблюдать за животными.

В средней и старшей группах основным приемом привлечения внимания детей служат вопросы воспитателя о наблюдаемом объекте. Ответы детей воспитатель сопровождает пояснениями. Продуманность вопросов и пояснений имеет очень большое значение, Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия. Говорить нужно только о том, что дети непосредственно воспринимают. При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами. В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те, которые связаны с непосредственными восприятиями. Например, воспитатель подводит детей к дереву для наблюдения за дятлом. Они сразу же задают вопросы: «Что делает дятел? Он портит дерево? Он вредный? Где его детки? Где его гнездо?» Воспитатель поясняет, что своим клювом дятел отыскивает на дереве жуков и ест их; жуки портят кору, поэтому дятел ― полезная птица. Затем предлагает рассмотреть, какой клюв у дятла, как он стучит по дереву, как сидит птица, упираясь хвостом в дерево, какого цвета голова, хвост и спина. О гнезде же дятла и его птенцах обещает рассказать в другой раз. Вовремя экскурсии воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

Например, во время прогулки у реки в ясный солнечный день воспитатель спрашивает, какого цвета вода в реке, какого цвета небо, предлагает сравнить цвет воды и неба и объяснить, почему кода в реке светло-голубого цвета. После этого надо обратить внимание на цвет воды у берега, где растут деревья, и спросить, почему здесь она зеленая.  
Читайте также:

  • Наблюдения во время прогулок
  • Наблюдения на занятиях
  • Руководство самостоятельными наблюдениями детей
  • Экскурсии с детьми в зоопарк
  • Экскурсии с детьми
  • Просмотрено: 889 раз 2 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий