В дошкольном возрасте формируются навыки и привычки нравственного поведения. Ребенок учится помогать родителям, воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делится гостинцами, игрушками и т. п. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер будущего гражданина. Особое внимание уделяется трудовому воспитанию как важнейшему компоненту и вместе с тем средству нравственного развития ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, приобретает привычку к трудовому усилию. Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд — первейшая и почетная обязанность каждого советского человека. С возрастом меняются мотивы, которые побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Это связано с тем, что ребенок все больше осознает свое поведение. Меняются и методы воспитания навыков и привычек нравственного поведения. Важное значение приобретает объяснение, почему ребенок должен поступать так, как его учат.
Малыша первых лет жизни привлекает, как показано выше, сам процесс выполнения действия: манипулирование ложкой, одевание или складывание кубиков в коробку. Он охотно принимает предложение матери нести небольшую покупку, получая от этого истинное удовольствие. Совершать подобные действия ребенка побуждает интерес к ним. Безусловно, немаловажную роль играет и достижение результата: кубики ровно уложены, колготы натянуты и т. п. Но в раннем возрасте все-таки важен не столько результат сам по себе, сколько то одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия. Между двумя и тремя годами у детей появляется отчетливое стремление к самостоятельности, выражаемое настойчивым «Я сам!». Оно побуждает ребенка к овладению умениями и навыками, связанными главным образом с самообслуживанием, выполнением культурно-гигиенических правил. В связи с этим все большее значение приобретает результат действия: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда это ему удается. Одобрение взрослым успехов малыша укрепляет это ощущение и побуждает к новым усилиям.
В дошкольном возрасте основным мотивом приобретения навыков и привычек становится осознание значения результатов своей деятельности для себя и для других людей. Теперь ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение (детского сада, квартиры), следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд надо уважать. В процессе многократного выполнения правил (требований) закрепляются необходимые навыки и привычки. При этом взрослый объясняет ребенку смысл требований, почему именно он должен поступать так, а не иначе. Это помогает малышу не только усвоить правило, но и применять его в разных ситуациях. Ценность привычного поступка определяется тем, какими мотивами движим ребенок. Например, все дети старшей группы твердо усвоили и выполняют правило: когда в группу входит гость, ему надо подать стул и предложить сесть. «Почему надо поступать так», — спрашиваю детей. Большинство ребят ответили правильно: «Чтобы гостю было приятно, что его хорошо встретили»; «Чтобы отдохнул, может быть, устал» и т. п. Лишь ответ Юли огорчил: «Чтобы он сказал: «Какие вежливые дети!». Совершая одно и то же привычное действие, дети руководствовались разными мотивами. Поэтому так важно не Только расширять круг навыков и привычек и укреплять их, но и формировать ценные с точки зрения морали мотивы, побуждающие ребенка к их усвоению. Как-то на собрании в старшей группе мама одного очень аккуратного мальчика поделилась опытом воспитания сына: «Дома заведено: каждой вещи — свое место. Боря к этому привык. Приходим домой, спрашиваю, все ли у нас в порядке.
Иногда сам заметит, а нет — намекну: «Что-то у нас дорожка сбилась или обувь в прихожей разбросана». Он тут же исправит. Боря — непременный участник уборки квартиры. Кончим работу, спрашиваю, хорошо ли убрано. Если забудет со своей полки пыль стереть, спрошу, не пыльная ли полка. Он посмотрит и сотрет пыль. Стараюсь не журить, а, наоборот, советуюсь с ним, поддерживаю его. Не упускаю случая сказать, как у нас хорошо, чисто, уютно. А вчера, смотрю, принес с прогулки желтых листьев клена, поставил их в вазу и любуется. Нравится ему, а самое главное, хочется нам с отцом приятное сделать…» Так формируются у детей коллективистические мотивы поведения: желание кому-то помочь, доставить радость другим, проявить гостеприимство и т. п. В дошкольном возрасте сохраняются прежние приемы воспитания навыков и привычек: показ, побуждение к подражанию, упражнение.
Наряду с ними все большее значение, как было сказано, приобретает объяснение, как надо действовать и почему именно так. Не теряет своего значения и одобрение правильного поведения. Однако не следует чрезмерно захваливать ребенка за то, что он поступил так, как должен был поступить. Желание заслужить похвалу становится в таком случае главным мотивом его поступков и тем самым придает им эгоистическую направленность.
Указанные приемы воспитания навыков и привычек нравственного поведения обеспечат успех только при условии соблюдения общих правил воспитания. На одном из собраний бабушка Коли, выслушав доклад воспитателя, спросила, как поступить, когда ребенок не подчиняется требованиям. «Учу его постель застилать, а у него одни шалости на уме: разбросает все — подушку в одну сторону, одеяло —в другую и убежит. Велю сложить игрушки, а он: «Не буду». Из дальнейшей беседы выясняется, что мальчик и в остальном непослушен. Оказалось, что родители не уделяют ребенку достаточного внимания, переложили воспитание на бабушку, но вместе с тем с ее мнением не считаются, не поддерживают ее. Родители то все разрешают Коле, то вдруг начинают журить его, читают нотации. Понятно, что в этой семье в воспитании у ребенка навыков и привычек не соблюдались основные педагогические требования. В воспитании мальчика прежде всего должен быть единый подход всех членов семьи.