тематическая проверка в детском саду

По сравнению с фронтальной тематическая проверка является более узкой, в то же время выделение одной стороны деятельности дошкольного учреждения делает ее более глубокой по содержанию. Ито

По сравнению с фронтальной тематическая проверка является более узкой, в то же время выделение одной стороны деятельности дошкольного учреждения делает ее более глубокой по содержанию. Итоги обследования по определенным вопросам заостряют на них внимание заведующих детскими учреждениями, помогают улучшить административно-хозяйственную и методическую деятельность проверенных учреждений. Но тематическое обследование не может полиостью заменить фронтального, так как оно освещает только некоторую часть работы дошкольных учреждений. Поэтому очень важно четко определить тему, цель, содержание и объекты обследований: они должны быть дифференцированы по отношению к каждому дошкольному учреждению с учетом
состояния его работы, давать ощутимые результаты.

Оба вида проверки не должны нарушать жизнь в детском саду; педагогический процесс не следует искусственно менять, подчинять или даже приспосабливать к теме обследования. Так, например, при проверке трудового воспитания или руководства играми детей эти виды деятельности не следует чрезмерно усиливать: им должно быть отведено правильное место в соответствии с программными требованиями. В противном случае в педагогическом процессе возникает неоправданный флюс в ущерб остальной работе, и инспектор не может выявить истинное положение вещей.

Содержание тематических проверок очень разнообразно, и было бы неправильно, обследуя одно какое-либо звено, не выяснить предварительно, хотя бы в кратких чертах, общее состояние работы детского сада.

Тематическое обследование воспитательной работы часто связано с изучением и распространением лучшего опыта, а иногда с необходимостью усилить внимание отдельным сторонам многогранной деятельности дошкольных учреждений. Этот вид инспектирования нередко проводится одновременно в нескольких детских садах. Выводы его могут быть использованы на методических объединениях, районных совещаниях по обмену опытом. Они имеют большое значение для последующего планирования методической работы в городе или районе и в каждом детском саду. В целях ликвидации обнаруженных недостатков бывает целесообразно организовать лекции, доклады, консультации.

При наличии небольшого количества инспекторов и методистов чаще практикуется фронтальное обследование. В условиях же крупных городов представляется больше возможностей для тематических проверок с привлечением методистов дошкольных кабинетов, а также общественных инспекторов и методистов.

В городских условиях используется и такая форма инспектирования, как предупредительный контроль — проверка планов работы на год или даже отдельных, особо актуальных разделов этого плана и т. д.

Для успешного проведения фронтальной или тематической проверки необходим заранее разработанный, хорошо продуманный план. Он может иметь примерно следующую структуру: цель и характер проверки, объекты и основные вопросы обследования, срок выполнения, организация и методы работы инспектора, время проверки, завершение обследования.

Обследование нескольких дошкольных учреждений, особенно при выезде инспектора в район, желательно спланировать календарно: это поможет разумно распределить время — не задерживаться на одном каком-то объекте в ущерб другим, выполнять намеченное в установленные сроки.

Развитие и воспитание дошкольников