На шестом году жизни детей знакомят с прекрасными творениями великих художников. Они рассматривают пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина. Используя репродукции с картин великих художников, воспитатель обязательно назовет фамилию автора, несколько слов скажет о его произведениях. Например, дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень». Педагог может начать беседу так: «Сегодня мы познакомимся с картиной художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Левитан очень любил русскую природу, ее просторы, поля, тихие речки,— все это он изобразил на своих картинах. Исаак Ильич Левитан много ходил с этюдником. Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в березовой роще и в поле в разное время года. Все, что он видел, он старался нарисовать. Художник давно умер, а картины его живут и любимы всеми».
Планируя занятия по формированию представлений о родной стране, воспитатель должен запрограммировать и содержание повседневной деятельности. Можно выделить некоторые типичные формы, в которых закрепляются и становятся более глубокими, осознанными знания, полученные ребенком на занятиях, выражается его отношение к окружающему:
- участие в подготовке тематических альбомов, в организации выставок «Наша Родина», «Родная природа», «Труд людей родного края», «Москва — столица нашей Родины», «Наша Армия». Ребята рисуют, лепят, наклеивают картинки;
- участие в тематических вечерах досуга, играх-путешествиях («Путешествие по Северу», «Ждем гостей», «О творчестве П. И. Чайковского», «Народное творчество»);
- участие в коллективном труде (выращивание цветов для украшения зала, поделка сувениров к празднику, работа в цветнике и на огороде);
- проведение игр-занятий.
Воспитатель может 1—2 раза в месяц провести целевые прогулки по расширению представлений детей о явлениях окружающей жизни. Тематика этих прогулок должна быть разнообразной, 2—3 прогулки можно организовать по одной теме. Например, целесообразно провести с детьми ряд наблюдений за строительством жилого дома, детского сада или школы (закладка фундамента, строительство этажей, отделочные работы). В праздничные дни намечаются прогулки по украшенным улицам.
Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают иллюстрации в журналах, беседуют с родителями.
Опираясь на полученные при этом представления, педагог организует непринужденные и недлительные беседы. Удобны для этого утренние часы, время прогулок. Темами таких разговоров могут быть как значительные события в жизни страны (полет в космос, открытие крупной железной дороги, электростанции, первый полет нового лайнера и др.), так и обычные, но важные для воспитания у детей положительного отношения к советской действительности (открытие нового детского сада, школы, стадиона, детского парка).
Большая работа вне занятий проводится перед праздниками, торжественными датами. Дети участвуют в подготовке праздничного утренника, готовят выставки своих работ, альбомы. Необязательно все знания, которые мы хотим дать детям, вмещать в рамки занятий. Непринужденный, свободный разговор с ними, важный в познавательном, воспитательном отношении, можно провести, если позволяет погода, на прогулке.
Из-за небольшого количества занятий ряд программных задач в старшей группе решается только в повседневной жизни (знание домашнего адреса, умение ориентироваться в ближайшем окружении и т. д.).
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011