Знания о родной стране включают сведения о некоторых других странах и республиках. Эти знания являются основой воспитания у детей интереса и доброжелательного отношения к людям других национальностей. В дошкольном возрасте формируются лишь начала интернациональных чувств.
Можно выделить следующие основные методы воспитания основ интернациональных чувств: общение детей разных национальностей внутри детского сада, встречи со взрослыми и детьми, приехавшими из разных республик, переписка;
проведение специальных занятий, на которых используются рассказы воспитателя о жизни сверстников в разных республиках, познавательные рассказы о природе, культуре, особенностях быта того или иного народа, о труде людей данной республики.
В течение одного занятия может быть решена одна или несколько познавательных задач. Приводим примерные планы занятий, знакомящих детей с Украинской республикой.
Занятие 1.1. Рассказ воспитателя о том, что у людей, живущих на Украине (украинцев), свой язык, свои песни и сказки, яркие, красивые костюмы. 2. Рассказывание украинской сказки и прослушивание украинской народной мелодии. 3. Рассматривание куклы в национальном украинском костюме.
3анятие II. 1. Рассказ воспитателя о труде колхозников Украины. 2. Рассматривание иллюстраций и составление детьми рассказов о труде украинских колхозников.
3анятие III. 1. Рассказ воспитателя о труде рабочих Украины. Чтение отрывков из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем» и С. Гарина «Прозрачный слоник». 2. Рассматривание иллюстраций о труде рабочих.
Занятие IV. Рассматривание и описание предметов декоративно-прикладного искусства Украины.
Целесообразно строить занятия на сравнении. Например, в беседе о труде земледельцев разных республик дети вспомнят, что в Российской республике земледельцы выращивают хлеб, в Молдавии — фрукты, в Белоруссии — лен (пояснить, что из его волокон делают ткани).
Если в своей республике дети получают многие сведения непосредственно путем наблюдения (экскурсии, прогулки), то о других республиках и народах они узнают через рассказы воспитателя, чтение художественных произведений: П. Воронько «Мальчик Помогай», Н. Емельяновой и В. Челинцовой «Окся-труженица», А. Барто «Твой праздник». Эти произведения читаются детям несколько раз в течение года. Необходимо использовать и музыку: прослушивание записей, пластинок с народной музыкой; пение взрослыми национальных мелодий и песен.
В старшей группе должны быть куклы, одетые в различные костюмы, передающие характерные черты национальности: грузинки Сулико, русской Машеньки, украинки Оксаны, а также напоминающие своим костюмом разные профессии (шахтер, хлопковод, рыбак). Наличие в группе таких кукол будет способствовать развертыванию интересных творческих игр «Путешествие по родной стране», «Приезд и встреча гостей», «Праздник 1 Мая» и др.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011