Ознакомление дошкольников с народным творчеством

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть рассказы педагога о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть рассказы педагога о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковской игрушки, рассказывание сказок народов мира.

Предлагаются различные типы рисунков, лепки, аппликации на основе лучших образцов народного декоративного искусства (лепка дымковский игрушки, рисование хохломского узора и др.).

Вызывает у детей интерес рассматривание народной вышивки и кружев. Занятие целесообразно провести в виде небольшой экскурсии по выставке, которую воспитатель организует в групповой комнате или зале. Дети рассматривают вологодские кружева, вышитые полотенца, салфетки, сарафаны. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая вещь по-своему хороша и привлекательна: узором, цветом, композицией. Дети находят сходство узоров с цветами, снежинками, сказочными зверями, проникаются уважением к труду мастериц, создавших эти прекрасные вещи, стремятся снова и снова рассмотреть их, а потом воссоздать увиденные узоры в самостоятельных рисунках.

В старшей группе детей продолжают знакомить с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками, пословицами.

Например, проводится занятие, посвященное русским пословицам о временах года. Подбираются картинки с изображением весны, осени, зимы, лета, разным видам сезонного труда и соответствующие им пословицы: «Январь — году начало, зиме — середина», «Много снега — много хлеба, много воды — много травы», «Вьюги да метели в феврале налетели», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Кто весной трудиться рад, будет осенью богат» и др.

Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия, посвященного народному творчеству. Приводим несколько вариантов такого рода занятий.

Занятие I.
1. Рассказывание белорусской сказки «Легкий хлеб». 2. Знакомство детей с пословицами о труде.

Занятие II.

1. Рассматривание предметов народно-декоративного искусства (по выбору воспитателя). 2. Знакомство детей с пословицами о трудолюбии, мастерстве.

Занятие III.
1. Чтение и драматизация русских народных потешек. 2. Знакомство детей с пословицами о скромности, доброте, вежливости.

Старших дошкольников знакомят с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Однако дети часто не знают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» — украинская, «Легкий хлеб» — белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана армянским народом. Поэтому при чтении произведения воспитатель обязательно назовет, каким народом оно создано, напомнит другие национальные сказки или песенки.

Развитие и воспитание дошкольников