Воспитатель формирует пра­вильные отношения между мальчиками и девочками

До­бивается, чтобы мальчики иг­рали, занимались, разговари­вали с девочками как с равны­ми, вместе с тем вырабатывает у мальчиков по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, у

Воспитателям Воспитатель формирует пра­вильные отношения между мальчиками и девочкамиДобивается, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными, вместе с тем вырабатывает у мальчиков по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, умение уступать и заступаться. И если это усвоено в детстве, то в дальнейшем не будет рассматриваться ими как ущемление собственных удобств, а явится выражением мужского достоинства и чести. В этой связи полезно, чтобы требования педагога были перспективны, помогали мужать маленькому человеку.

Требования к мальчикам воспитатель формулирует так, что они, эти требования, чуть-чуть выше, чем к девочкам. Сразу же уточним: это чуть-чуть надо понимать не как выход за пределы программы, а как опережение во времени. Например, педагог предоставляет мальчикам возможность подать пример сдержанности, мужества, проявить внимание к окружающим. Так, им дается право первыми пойти в кабинет врача на уколы, первыми съехать с горы или перепрыгнуть через ручеек, оказать помощь, поднять оброненную вещь и т. д.
Как, с каких именно позиций следует воспитателю рассматривать требования программы применительно к маленьким мужчинам? Вспомним для примера некоторые рекомендации программы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и попытаемся приложить их по отношению к мальчикам.
Например, программа рекомендует учить детей умению оказывать помощь старшим. Продолжим эту мысль применительно к мальчикам — учить их умению замечать, когда их сверстницы нуждаются в помощи, защите. Или: программа обязывает учить детей предлагать стул вошедшему в группу гостю. И когда данное правило усвоено всеми, то пусть это делают чаще мальчики, чем девочки. Хорошо, если воспитатель скажет: «Вы все вежливы. Но нашим мальчикам принадлежит особое право проявлять предупредительность, ведь они — будущие мужчины».
Еще одна рекомендация программы: воспитывать у детей навыки культуры общения, приучая их самостоятельно и справедливо разрешать споры и разногласия; формировать в них ответственность за свои поступки, не перекладывая вину на других… Конкретизируя это положение, педагог учит своих воспитанников проявлять мужество в разрешении конфликтов: «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват». Напоминает при случае: «Отнять, толкнуть, обидеть девочку или младшего — недостойно мужчины».

Пока мужчины совсем малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения, например, уступить девочке место, пропустить ее вперед, помочь там, где требуется физическая сила, и т. п. Пусть эти еще совсем маленькие проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотношений детей. Когда внешние формы поведения воспитываются своевременно, они в дальнейшем выглядят естественными, а главное, по мере роста ребенка и осмысливания им норм нравственности становятся выражением внутреннего стремления поступать именно так, а не иначе, превращаются в потребность.
Правильное отношение к девочке прививается быстрее, если педагог сумел установить в группе традиции, при которых мальчики считают, что обидеть девочку некрасиво, стыдно; что заступиться за девочку — долг каждого; что привлекательную для обоих книгу, игрушку нужно уступить девочке, подождав своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понимал: «Ты уступаешь не потому, что слаб, а потому, что силен!»

Вряд ли нужно говорить и о какой-то особой методике в воспитании культуры поведения у мальчиков и девочек: она одинакова для тех и других. Разница лишь в оттенках, учитывающих особенности их психофизического развития.
Однако необходимо подчеркнуть, что нельзя злоупотреблять по отношению к мальчикам такими требованиями, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам. Совсем другое дело, если воспитатель, напоминая мальчику «помоги», «принеси», «прояви внимание» и т. п., старается при этом поднять его собственное достоинство. Тогда мальчик не будет чувствовать себя ущемленным в правах, а, напротив, станет ощущать себя покровителем. Покровительственное отношение к девочкам формируется легче, если под влиянием взрослых мальчик твердо усвоит, что он сильный, призван помогать тем, кто слабее.
Педагог настойчиво внушает, что, поступая наоборот, мальчик выглядит смешным, что это унижает его достоинство; что пословица «Молодец против овец, а против молодца — сам овца» как раз о тех, кто, чувствуя свое физическое превосходство, обижает слабых, а перед теми, кто посильнее, сам трепещет от страха.

Задача воспитателя — помочь ребенку уважать в себе будущего мужчину. Достигается это в самых обычных будничных делах.
…Дети возвращаются с прогулки, нагруженные лесными находками, сачками, банками. Ноша потяжелее — в руках у двух мальчиков.
— Вова и Сережа у нас богатыри,— говорит воспитатель,— они сильные.
И то, что «тянуло руки», теперь не кажется тяжелым. А те, кто идут налегке, предлагают свою помощь девочкам: кому не хочется выглядеть богатырем!

Так, за требованиями программы по формированию у детей культуры поведения следует различать некоторую специфику воспитания мальчиков и девочек.
Одновременно педагог заботится о том, чтобы отношения между мальчиками и девочками строились на принципе равенства. Воспитание девочки не должно расслаблять ее волевые качества, ибо взгляд на женщину как на слабое существо противоречит строю нашего общества. Педагог учит девочек при необходимости проявлять смелость, настойчивость, умение уступить, оказать помощь. Ведь уже сейчас следует иметь в виду, что девочка — будущая женщина и как равноправный член советского общества станет активным строителем новой жизни.  
Читайте также:

  • Мастерство педагога проявляется в его умении сочетать много­образие методов …
  • Воспитатель добивается, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, …
  • Задача педагога — воспитывать в детях чувство ответственности перед коллект …
  • Педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам
  • Педагог должен воспитывать у детей организованность поведения, дисциплиниро …
  • Просмотрено: 108 раз 10 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий