Воспитателям Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит «одни — за всех, все — за одного».
Педагог намеренно использует любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе; заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Принес из дома новую игрушку — покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д.
Так понятия «я», «мое» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив: «Мы были на экскурсии, и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели», «Игрушки, что мы сделали для малышей, им понравились», «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе».
При целенаправленном воспитании у ребенка формируется вкус к коллективной жизни, к совместным играм, занятиям, наблюдениям. Общие дела, заботы, радости все больше доставляют ему удовлетворение, он на опыте убеждается: вместе дело спорится лучше, быстрее, игра становится интереснее, одному — скучно, вместе — веселее.
Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью. Надежда Константиновна Крупская советовала: «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче».
Воспитание коллективистов осуществляется в совместной деятельности детей. Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. В общем, ребенку приходится тормозить свои желания ради коллективного «мы», ради общих интересов.
Задача воспитателя — руководить детской деятельностью, придавая ей общественную направленность. Совместную деятельность можно считать воспитывающей, если она формирует у детей нравственные чувства и поступки, вызывает доброжелательность, стремление помогать друг другу, добиваться общими усилиями поставленной цели.
В формировании у детей коллективизма особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.
Постоянное и непрерывное общение детей на протяжении всего дня в самой различной деятельности благодаря целенаправленному руководству воспитателя становится важнейшим средством формирования коллективизма.
Педагог использует любую ситуацию для сближения детей.
…В младшей группе не вышла на работу няня. Старшие решают помочь малышам.
— Мы сами справимся с посудой,— говорят дежурные по столовой,— а наша няня поможет маленьким.
— Конечно, справимся сами! — подхватывают ребята.— Мы большие. Не оставлять же малышей без няни!
— Правильно, она малышам нужнее,— говорит воспитатель. Незаметно для детей он помогает им договариваться, что можно сделать самим, как распределить обязанности.
Общие дела и заботы сближают детей, вызывают у них чувство ответственности за порученное, а если необходимо, то и умение поступиться своим личным: повременить с игрой, с любимым занятием, отложить забавную игрушку, отменить на время затею ради главного — задуманного коллективом.
Читайте также:
Просмотрено: 82 раз 10 декабря 2010