Интерес — это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания.
Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка — мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. п.). У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний.
Подчеркивая значение интереса в развитии ребенка, замечательный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежнейших орудий в его руках является и н т е р е с».
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.
… Посидеть спокойно для Гриши настоящее наказание. Зато, изображая шофера, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он стоит на часах. Как он подтянут, терпелив, суетливости как не бывало.
Педагог, опираясь на интересы детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе трудного Коли, неугомонного Гриши, упрямого Жени, застенчивого Володи.
Как возникают у детей интересы?
Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Например, яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок,. переливать воду и т. п. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел — понравилось — дай попробую! Укачивает куклу, как мама дочку; стучит кубиком по столу, воображая, что забивает гвоздь, и т. п.
По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.
Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание: улетают в космос отважные космонавты, корабли уходят в море, молодежь уезжает на комсомольские стройки, спортсмены отстаивают честь Советской страны!.. Огромный мир, далекие и в то же время близкие для ребенка люди незримо присутствуют в его доме, в разговорах взрослых, в радиоэфире, на голубом экране. Каждый день дает толчок рождению новых интересов. Задача воспитателя — упорядочить их, дать им нужное направление. При этом различные по содержанию интересы должны оцениваться с точки зрения их общественной значимости…
Какие же интересы формирует педагог у детей с учетом требований «Программы воспитания в детском саду»?
Воспитатель прививает интерес к вещам (наиболее близким и понятным — одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д.), их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы (живой и неживой) и ее явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица, родной город, Родина и ее лучшие люди, народы, населяющие нашу страну), к миру искусства (литература, живопись, архитектура и т. п.).
Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлении, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Малыш, сталкиваясь с новыми, невиданными еще предметами, спрашивает: «Что это?» Он требует разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Впервые обращенный к взрослому вопрос «Что это?» — свидетельство пробуждающегося интереса ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?» Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, он сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями.
— Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если я промочу ноги, то у меня насморк?
— Почему я заболел, ведь микробов я не видел!
— Луна — это тоже солнце, только ночное?
— У собаки четыре ноги. А у птицы, наверное, тоже четыре, только вместо передних ног
— крылья?
На воспитателей обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют. Жизнь с неиссякаемым множеством впечатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Он получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, радио, книги, кино, ставших связующим звеном между детством и жизнью взрослых; он накапливает много сведений, и одновременно у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от того, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.