Воспитателям Потому-то у ребят дела спорятся быстрее, танцы становятся веселее, задорнее, песни звучат выразительнее. Подготовка к празднику не должна превращаться в самоцель. Это плановая работа, которая осуществляется воспитателем и музыкальным руководителем в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду». Умение читать стихи, петь, красиво двигаться формируется планомерным воспитанием и обучением детей в течение всего года — на занятиях и вне их. Если у детей систематически развивали хорошую дикцию, певческие навыки, ритмичность движений, то все это становится прочным достоянием и дети получают настоящее удовольствие от собственных выступлений.
Педагог заботится о том, чтобы каждый воспитанник был активным участником праздничного утренника. Конечно, дети обладают различными способностями, слухом, умением двигаться под музыку, петь и читать стихи. Каждому из воспитанников что-то удается лучше, что-то хуже. И очень важно, учитывая индивидуальность ребенка, непременно подобрать ему такую роль, которая была бы ему по силам, радовала и увлекала его. Хороший воспитатель не допустит, чтобы блистали только таланты: у избранных это может развить самоуверенность, тщеславие, у оставшихся в тени — застенчивость, неуверенность.
Пусть не все получится у кого-то ловко и красиво, пусть кто-то из детей не сможет стать солистом, зато каждый по-настоящему повеселится в общих играх, хороводах. А в играх-соревнованиях первыми примут участие как раз те дети, которые не получили главных ролей. Они же станут помощниками воспитателя при организации развлечений, сюрпризных номеров: воспитатель поручит им раздать флажки или цветы для очередного танца, подготовить элементы декорации для драматизации сказки. Таким образом, у каждого будет «главная роль».
День утренника — день особого напряжения для взрослых, но дети не должны этого ощущать на себе. И потому-то воспитатели стараются предупредить досадные случайности: они заранее определяют, как принять гостей, где разместить детей, чтобы каждому было удобно; четко представляют последовательность праздничной программы (дети не должны испытывать волнения в ожидании своего выступления); хорошо знают тексты песен, стихотворений (на случай, если придется подсказать забывшему от волнения ребенку); заранее подготавливают весь необходимый реквизит.
Проведение праздника во многом зависит от продуманного распределения обязанностей между воспитателями. Ведь не только ведущий, но и все педагоги — творцы детской радости. От их эмоционального тонуса, слаженности, умения понимать детей и друг друга зависит строй утренника. Они договариваются, кто будет принимать гостей, кто помогать переодевать детей, кто следить за своевременной подачей атрибутов для выступлений, кто раздавать подарки и т. п.
Трудно переоценить роль ведущего в создании эмоционального подъема у ребят. Его приветливость и умение проникнуться общим настроением во многом определяет атмосферу праздничности. Он задает тон в развертывании всех событий. Иногда, если это необходимо, метким словом, репликой сопровождает действие, тактично помогает исполнителям; объединяет отдельные номера в органическое целое. Ведущий — связующее звено между зрителями и артистами. Он остроумен и находчив, умеет развеселить удачной шуткой, собрать внимание расшалившихся. Не теряется, если по какой-либо причине приходится переставить последовательность выступлений. Умеет заполнить паузу, возникшую, например, из-за того, что исполнители не успели подготовиться к танцу (загадает детям загадку, предложит кому-нибудь прочесть стихотворение или организует знакомую игру-хоровод). Чем естественнее держится ведущий, тем непринужденнее ведут себя дети.
Праздник — день радости. Для ребенка это день особый, выделяющийся своей необычностью, торжественностью. Это долгожданный день, когда наконец ожидание радости превращается в реальную возможность повеселиться самому и доставить удовольствие другим. В этом одна из главных задач утренника.
Успех утренника во многом определяется тем, как начался день в детском саду.
Утро. Дети и взрослые в нарядных платьях. На их лицах особая торжественность. Из кухни доносится аромат пирога. Заведующая, заглянув в группу, не забывает поздравить ребят с торжеством. Музыкальный руководитель и воспитатели еще раз убеждаются, что певцы, танцоры, чтецы — все на месте, костюмы отутюжены и дожидаются своих маленьких хозяев.
Приятная праздничная взволнованность не должна переходить в беспокойство и суету. Но случается, что перед выходом в зал воспитатель делает примерно такие наставления: «Смотрите не шумите», «Не сомни костюм», «Не забудь, что выступаешь сразу же после польки…» и т. д. Это портит детям настроение, вызывает озабоченность.
Нужно, чтобы весь облик воспитателя свидетельствовал о том, что он разделяет детскую радость. И его улыбка, и некоторая торжественность в голосе, и шутка — все должно воодушевлять детей.
Воспитатели должны быть готовы к разрешению разного рода неожиданностей, которые могут возникнуть в этот день.
Пришел в группу после долгой болезни один из воспитанников. Он, конечно, не подготовлен к выступлению. Как быть? Не лишать же его радости… Пусть прочтет то стихотворение, которое он знает, даже если оно не связано с темой праздника, зато мальчик почувствует себя участником общего веселья. Ведущий объявляет его номер так тепло, что и выступающий, и дети, и гости, и присутствующие на празднике родители растроганы.
Читайте также:
Просмотрено: 80 раз 13 декабря 2010