Воспитатель может связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающими в группе и дома

Для игры-драматизации педагог выбирает, например, сказку известной шведской писательницы Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В сказке много ситуаций, которые по св

Когнитивное развитие дошкольника Для игры-драматизации педагог выбирает, например, сказку известной шведской писательницы Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В сказке много ситуаций, которые по своему содержанию приближены к эмоциональному опыту детей. До ознакомления дошкольников со сказкой проводится беседа, в ходе которой выясняется, что все дети знают, как надо помогать больным и старым, слабым и маленьким, жалеть их и никогда не обижать.

Затем создается ситуация, аналогичная сказочной. Заранее готовятся привлекательные игры и игрушки, незнакомые детям. В группу приводят двух малышей, сажают их за разные столики, недалеко от уголка с игрушками, и предлагают трудную работу, которая состоит в следующем: из коробки, в которую ссыпаны детали мозаики, нужно выбрать одинаковые по форме детали и разложить соответственно в три бочонка. Поскольку фигурки довольно мелкие и их много, задача для малышей, хотя и доступная, но утомительная и малопривлекательная.

Взрослый предлагает малышам поработать, а старшим дошкольникам в это же время в полное их распоряжение предоставляются самые разнообразные наборы игрушек.

Старшие дошкольники сначала с большим интересом рассматривают и изучают новые игрушки, а затем, разбившись на группы, начинают играть. Малыши, утомившись работой, часто поглядывают на игрушки, видимо желая присоединиться к играющим детям. Педагог спрашивает их: «Вы устали?» — и наблюдает при этом, как ведут себя старшие дошкольники. Спустя 10 мин он повторяет вопрос. И в первый, и во второй раз играющие дети не обращают внимания на трудности малышей, поэтому через некоторое время вопрос адресуется уже непосредственно старшим детям: «Может, вы поможете малышам, они ведь устали?»

Некоторые дети ненадолго отрываются от игры, поворачивают головы к малышам, однако не предпринимают никаких попыток помочь им.

Старшие дети во время своей игры — постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом они игнорируют все попытки малышей наладить с ними общение — не отвечают на их вопросы и реплики, обращенные к старшим, перебивают рассказ малышей своими собственными репликами. Старшие дети спрашивают взрослого об устройстве и назначении игрушек, вспоминают различные истории, связанные прямо или косвенно с игрой. Когда же вопрос о помощи направлен непосредственно старшим детям, наблюдается некоторое изменение их поведения: появляется небольшая пауза в игре; иногда один из детей предлагает другому пойти помочь малышам, но сам при этом продолжает спокойно играть («Я пока поиграю, а ты быстро помоги»); чаще всего предлагает помочь тот ребенок, которому не достались в игре желаемые игрушки.

Большой интерес представляет наблюдаемая во время этой ситуации отсроченная реакция отдельных ребят на призыв взрослого помочь малышам, когда ребенок сначала не обращает внимания на слова взрослого и с увлечением продолжает игру, затем через 4—5 мин как бы спохватывается и бросается помогать («Пойду помогу Сонечке»), однако эта помощь оказывается недолгой и через несколько минут «помощник» возвращается к игре.

Итак, рассматриваемая ситуация показала, что, хорошо зная моральные нормы взаимоотношений старших и младших, старшие дошкольники в условиях морального выбора оказывают уставшему малышу помощь, однако она не является длительной.

Далее детям показывают в группе диафильм по сказке С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (о наблюдениях за детьми во время восприятия сказки уже говорилось ранее).

После просмотра диафильма вместо обычной беседы, имеющей своей целью выяснить, насколько освоено детьми нравственное содержание сказки, педагог применяет прием «нравственной лесенки». Из плотной бумаги педагог вырезает контур лесенки из пяти ступенек. Дети должны расположить героев на лесенке следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Иерархия выглядит так: вверху Нильс добрый (в конце сказки), затем следовал гусь Мартин, после него гномик, лис Смирре и, наконец, Нильс злой (в начале сказки).  
Читайте также:

  • В процессе работы, дети ведут себя очень эмоционально, замеченные ошибки ту …
  • Положительное отношение малыша к старшим детям
  • Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений
  • Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников
  • Старшим дошкольникам допустимо читать сказки в вечернее время
  • Просмотрено: 252 раз 14 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий