Игры и творчество детей Игрушечные звери в играх маленьких детей участвуют не только как герои сказок, они живут и обычной детской жизнью: капризничают, шалят, ходят на каток и в кино, учатся в школе.
Большинство игрушечных зверей изготовляется из мягких материалов ― ткани, плюша, искусственного меха. Это приближает игрушку к ребенку, он словно прикасается к живому существу. Любимой детской игрушкой считается плюшевый мишка.
Действительно, игрушечный медвежонок пользуется гораздо большей любовью, чем такие же мягкие котята, щенята или лисята. Объяснить это можно, вероятно, только тем, что медведь очень древняя и традиционная игрушка. В новейших и самых старых сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Постепенно игрушечный медведь становился все более условным. Сходство ого с настоящим медведем теперь весьма отдаленное, разве только некоторые наиболее выразительные черты облика -толстолапость, неуклюжесть, большеголовость, роднящие его с лесным прообразом, ― сохранились в нем. Все другие животные-игрушки, сделанные из мягких материалов, гораздо точнее передают внешний облик зверей. Видимо, именно поэтому они менее легко принимаются детьми в игру, чем медвежонок Мишка.
Чем меньше похоже игрушечное животное па настоящего зверя, тем с большей любовью заворачивает его малыш в одеяльце, носит на руках, разговаривает с ним, пытается накормить, укладывает спать, зачастую рядом с собой. Это мягкое ушастое существо с толстыми лапами для него не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.
Одно время педагоги требовали точности при воспроизведении предметов окружающего мира в игрушке. «Через игрушку ребенок познает окружающий мир», ― говорили они.
Это положение не совсем верно. Никакая игрушка не заменит ребенку в познавательном отношении живую козу, кролика, кошку, курицу. Игрушка же должна дать ребенку представление о типичном в своем рода. В этом отношении особенно хороша народная игрушка ― яркая, красочная, умная, условная. Никого не смущают в пей такие условности, как отсутствие ног у матрешки, павлинье оперение дымковского индюка, разноцветные круги и кольца на боках глиняного коня.
Игрушка помогает ребенку в освоении окружающего мира, но этот мир он познает, непосредственно соприкасаясь с ним самим, с живым, действующим, настоящим. Углублению представления ребенка об окружающем его мире способствуют книги, иллюстрации, произведения искусства, в том числе и игрушки.
Зная настоящее животное, слушая о нем рассказы, ребенок узнает его и в сказке, хотя там оно ведет себя совершенно иначе, часто одето в человеческий костюм, поет песни, обманывает людей, хитрит, важничает. Между предметами реального мира и игрушками примерно такое же различие.
Знакомство с миром дает ребенку ряд представлений, понятий, оставляет след в мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, ребенок вносит в игру.
Ребята, живущие в сельской местности, узнают о характере и повадках животных уже в первые годы своей жизни. В их играх конь служит не только для верховой езды, но и для работы в упряжи ― перевозки воды, сена и других грузов. Городской ребенок может знать об этом, но действия его в игре не отражают таких знаний, так как нет соответствующей эмоциональной близости этих явлений. Именно поэтому дети, выросшие в городе, чаще играют с автомобилем, чем с лошадью. Почти никогда городские дети не отражают в играх дойку коз или коров, не гоняют коней в ночное, даже если у них имеются соответствующие игрушки.
О многих событиях и явлениях дети узнают из телевизионных передач и кинофильмов и начинают играть в путешествия, охоту, войну; содержание фильмов смешивается с жизненными наблюдениями. Б игре плюшевая собака ползет к раненому, чтобы оказать ему помощь, стулья превращаются в пароход, а игрушечные часики заменяют капитанам компас, когда приходится искать в полярных льдах белых медведей. То, что из виденного остается непонятным ребенку по содержанию, он не включает б игру. Иногда ребенку нравится игрушка, например жираф, но что делать с ней, он не знает. От взрослых зависит дальнейшая судьба игрушки. Они могут рассказать о том, как ловят жирафов в Африке, как живут они в зоопарке, подобрать диафильм об этих животных, сказку, в которой действовал бы жираф, если есть возможность, то показать его живого ― словом, обогатить ребенка знаниями и впечатлениями. Не сразу, а постепенно, усвоив все слышанное и виденное, ребенок введет жирафа в игру. Быть может, на нем будут кататься ребятишки в зоопарке, как на пони или верблюде, а может быть, он в сказочном городе будет вместо подъемного крана подавать кирпичи при постройке дома для маленьких человечков ― Незнайки и его друзей.
Подчас у ребенка как будто есть много разных игрушек: зебра, маленький космонавт, заводной мотоциклист, куколка Мальвина, носорог, но он не играет с ними. Родители, накупившие ему все это, конечно, расстраиваются, даже сердятся на ребенка: «Ты что же, не хочешь играть в такие красивые игрушки? Зачем же мы тогда их покупали?!»
Что может сказать малыш? Как объяснит он родителям, что не умеет во все это играть? И он берет игрушки и со скучным лицом идет усаживать космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину на носорога; потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как он кружится по полу.
А в детском саду он весело играет, катая на санках плюшевого мишку, привязывая собачонку к только что построенному дому, везя по полу машину с сидящими в ней куклами ― это для них построен дом. Здесь все близко и понятно ему. И воспитатель вечером говорит удивленным родителям: «Как интересно играет ваш Саша!»
Читайте также:
Просмотрено: 536 раз 17 марта 2010