Воспитателям Руководя деятельностью детей, воспитатель заботится о том, чтобы она постепенно приобретала коллективный характер, объединяла детей общими интересами, целью, совместными переживаниями. В совместных играх, труде, разнообразных занятиях дети вступают во взаимоотношения друг с другом: обсуждают сюжет коллективной игры, распределяют роли, договариваются о том, кто какую часть общего дела будет выполнять. Педагогу важно знать, какие взаимоотношения складываются между воспитанниками, доброжелательны ли они: могут ли уступить ведущую роль сверстнику, справедливо решить возникший спор, по-честному выполнять правила в игре. Руководство педагога не может ограничиваться обращениями такого примерно содержания:
— Как не стыдно спорить! Вы должны поступать по-товарищески!
— Коля, если ты не хочешь выполнять правила игры, отойди от ребят.
Такие обращения, хотя и содержат моральные правила, не научат детей, как поступать в подобных ситуациях: что значит разрешить спор по-товарищески или как убедить Колю действовать в соответствии с правилом, а не просто исключить его из общей игры. Дети нуждаются в советах взрослого, конкретизации общего правила. Например, педагог говорит: «Дети, вместо того чтобы спорить, надо выслушать друг друга. Давайте послушаем, что предлагает Дима (выслушивает его предложение). А теперь попробуйте убедить его в том, что он не прав (выслушивает возражения детей). Видите, как спокойно и дружно вы смогли договориться, потому что не перебивали друг друга. Теперь все довольны и можно продолжить интересную игру».
Наблюдая за совместной игрой, педагог обязательно отмечает, какие отношения складываются между играющими: вежлив ли продавец с покупателями, внимательна ли учительница к ученикам, послушны ли дети у мамы и т. д. Одновременно он не упускает и реальных отношений между детьми: не подавляет ли кто-либо из детей других, умеют ли играющие совместно обсудить развитие сюжета, как относятся к просьбе сверстника принять его в игру.
Такое руководство способствует развитию сюжета игры и устойчивости детских объединений. И совместная игра при таких условиях становится важным средством формирования коллективных взаимоотношений.
Педагог поощряет общение детей, поддерживает начавшуюся беседу. Иногда он высказывает свое мнение, обсуждая разные сообщения детей, помогает им прийти к согласию. Если его питомцам есть о чем поговорить, поспорить, значит, им интересно живется в детском саду, значит, у них выработано стремление к общению.
Группа детей обсуждает что-то очень интересное: один увлеченно рассказывает, другой присоединяется к мнению рассказчика, третий возражает. А вот слышится взрыв детских голосов, выражающих свое несогласие. Теперь они смеются. Затем затихают, и снова один из ребят с жаром рассказывает что-то.
Общение детей — это тоже своего рода деятельность, в которой они учатся вести разговор, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение и потому, разумеется, мыслить; не приходится доказывать, сколь это полезно для развивающегося человека! Пусть взаимообогащаются знаниями. А как важно, когда мнение собеседника созвучно собственному! Это ведет к появлению симпатий, возникновению дружеских контактов, столь необходимых для совместной деятельности.
Детские разговоры в старших группах часто ведутся по поводу современных событий. Каждый день приносит много известий, которые волнуют детей и побуждают искать разъяснения. Кто, как не воспитатель, сможет убедительно и доступно раскрыть детям смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя в то же время правильное отношение к ним!
Поддерживая сообщение ребенка, отвечая на его вопрос, включаясь в общую беседу или комментируя очередное событие из жизни страны, педагог ставит перед собой задачу освещать современность так, чтобы у детей формировалась гордость за свою Родину. Это требует от воспитателя политической грамотности, глубокого понимания событий, происходящих в нашем государстве и в мире.
Читайте также:
Просмотрено: 75 раз 9 декабря 2010