Воспитатель должен развивать и координировать коллективную деятельность детей

Руководя деятельностью детей, воспитатель заботится о том, чтобы она постепенно приобретала коллективный характер, объединяла детей общими интересами, целью, совместными переживаниями. В сов

Воспитателям Руководя деятельностью детей, воспитатель заботится о том, чтобы она постепенно приобретала коллективный характер, объединяла детей общими интересами, целью, совместными переживаниями. В совместных играх, труде, разнообразных занятиях дети вступают во взаимоотношения друг с другом: обсуждают сюжет коллективной игры, распределяют роли, договариваются о том, кто какую часть общего дела будет выполнять. Педагогу важно знать, какие взаимоотношения складываются между воспитанни­ками, доброжелательны ли они: могут ли уступить ведущую роль сверстнику, справедливо решить возникший спор, по-честному выполнять правила в игре. Руководство педагога не может огра­ничиваться обращениями такого примерно содержания:
— Как не стыдно спорить! Вы должны поступать по-товари­щески!
— Коля, если ты не хочешь выполнять правила игры, отойди от ребят.

Такие обращения, хотя и содержат моральные правила, не научат детей, как поступать в подобных ситуациях: что значит разрешить спор по-товарищески или как убедить Колю действо­вать в соответствии с правилом, а не просто исключить его из общей игры. Дети нуждаются в советах взрослого, конкретиза­ции общего правила. Например, педагог говорит: «Дети, вместо того чтобы спорить, надо выслушать друг друга. Давайте по­слушаем, что предлагает Дима (выслушивает его предложение). А теперь попробуйте убедить его в том, что он не прав (выслу­шивает возражения детей). Видите, как спокойно и дружно вы смогли договориться, потому что не перебивали друг друга. Теперь все довольны и можно продолжить интересную игру».

Наблюдая за совместной игрой, педагог обязательно отмечает, какие отношения складываются между играющими: вежлив ли продавец с покупателями, внимательна ли учительница к учени­кам, послушны ли дети у мамы и т. д. Одновременно он не упускает и реальных отношений между детьми: не подавляет ли кто-либо из детей других, умеют ли играющие совместно обсудить развитие сюжета, как относятся к просьбе сверстника принять его в игру.

Такое руководство способствует развитию сюжета игры и устойчивости детских объединений. И совместная игра при таких условиях становится важным средством формирования коллек­тивных взаимоотношений.
Педагог поощряет общение детей, поддерживает начавшуюся беседу. Иногда он высказывает свое мнение, обсуждая разные сообщения детей, помогает им прийти к согласию. Если его питом­цам есть о чем поговорить, поспорить, значит, им интересно живет­ся в детском саду, значит, у них выработано стремление к общению.

Группа детей обсуждает что-то очень интересное: один ув­леченно рассказывает, другой присоединяется к мнению рассказ­чика, третий возражает. А вот слышится взрыв детских голосов, выражающих свое несогласие. Теперь они смеются. Затем зати­хают, и снова один из ребят с жаром рассказывает что-то.
Общение детей — это тоже своего рода деятельность, в кото­рой они учатся вести разговор, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение и потому, разумеется, мыслить; не приходится доказывать, сколь это полез­но для развивающегося человека! Пусть взаимообогащаются знаниями. А как важно, когда мнение собеседника созвучно соб­ственному! Это ведет к появлению симпатий, возникновению дру­жеских контактов, столь необходимых для совместной деятель­ности.
Детские разговоры в старших группах часто ведутся по по­воду современных событий. Каждый день приносит много известий, которые волнуют детей и побуждают искать разъяснения. Кто, как не воспитатель, сможет убедительно и доступно раскрыть детям смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя в то же время правильное отношение к ним!

Поддерживая сообщение ребенка, отвечая на его вопрос, включаясь в общую беседу или комментируя очередное событие из жизни страны, педагог ставит перед собой задачу освещать современность так, чтобы у детей формировалась гордость за свою Родину. Это требует от воспитателя политической грамотности, глубокого понимания событий, происходящих в нашем государстве и в мире.  
Читайте также:

  • Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предв …
  • Обучение детей правилам распределения обязанностей
  • Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности
  • Коллективные взаимоотношения на основе симпатий и дружелюбия
  • Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окру­жающих, видя в это …
  • Просмотрено: 75 раз 9 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий