Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми они способны регулировать силу голоса, темп речи, интонационно выражать свои чувства (радость, печаль, удивление и т. п.). Однако при пересказе художественных произведений речь многих детей недостаточно выразительна.
У некоторых пяти-шестилетних детей отмечаются недостатки звукопроизношения (чаще всего свистящие и шипящие звуки, л, р). В легких случаях указанные недостатки исправляются воспитателем (вне занятий), в других — необходима помощь логопеда.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению запаса слов именами прилагательными, глаголами, словами сходного (синонимы) и противоположного (антонимы) значения.
При систематическом пополнении словаря детей точными и выразительными средствами необходимо создавать условия для перезода этих слов из пассивного в активный словарь.
На шестом году жизни в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка.
Многое дошкольники постигают в семье и в детском саду в повседневном речевом общении со взрослыми, сверстниками и детьми более старшего возраста. Однако важно систематическое обучение ребенка родному языку. В детском саду ведущей формой такого обучения являются занятия.
Дети практически овладевают способами изменения слова, словообразованием. В разговорной речи совершенствуется структура предложения. Активно формируется произвольная речь.
Постепенно выдвигаются задачи обучения употреблению традиционных единичных форм изменения слов, входящих в активный словарь {чулок, но носков, гольфов), выработки критического отношения к грамматическим ошибкам, умения контролировать себя в процессе высказывания. Повышается удельный вес специальных речевых упражнений, в которых детей учат произвольно пользоваться грамматическими средствами, воспитывают интерес и внимание к языковым явлениям.
В диалогической речи дети могут пользоваться точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Они не ограничиваются названием предмета или явления, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный анализ. Развивается умение отобрать нужные знания и найти целесообразную форму их выражения в связном повествовании.
Если в младшей и средней группах дети только подводятся к самостоятельному рассказыванию, то в старшей группе они овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.
В старшей группе продолжается ознакомление детей со звуковой стороной слова, начатое в средней группе, вводится новый вид работы — ознакомление со словарным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю. На одном занятии решается несколько задач: словарная работа и формирование грамматического строя речи; словарная работа, воспитание звуковой культуры речи и ознакомление со словом и т. д. Основной частью занятия, на которую отводится большая часть времени (15 мин), является обучение связной речи.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011