Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным.
Это поиск решения в трудном случае: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственно правильное!
Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании.
Это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания.
Личность педагога К. Д. Ушинский сравнивал с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.
Профессия педагога самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям и быть нетерпимым к тем, кто калечит их нравственно. Он выполняет благородную миссию — реализует право детей на счастливое настоящее и прокладывает им путь в светлое будущее. Это к тем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, обращены слова В. А. Сухо-млинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Любовь воспитателя к детям — это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку — покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Особенность его любви — в педагогической направленности и зоркости. Его любовь всегда зрячая, она несет воспитанникам радость от общения с педагогом, создает эмоциональный настрой для успешного воспитательного процесса.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое — дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников
- Он — старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
- Он — арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
- Он — защитник: оградит от обидчика.
- Он — творец детской радости: с ним интересно, весело.
- Он — мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
- Он — близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.
От того, как выглядит воспитатель в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в него, в его авторитет, будут ли перенимать от него лучшие человеческие качества. Ведь маленькие дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если малыш ушибся; неподдельную радость, когда дети добиваюся успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают, как он терпеливо что-то разъясняет няне, приветливо встречает родителей и гостей.
«Сегодня, возможно, задержусь на работе. Вы уж, пожалуйста, не давайте ему грустить», «Сережа во сне раскрывается, последите за ним», «Валерик, когда бегает, распахивает пальто. Не разрешайте ему это делать»,— с подобными просьбами ежедневно обращаются родители, и ни одну из них воспитатель не оставит без внимания. В этом уверены и родители, и дети. А дома дети слышат о своем воспитателе: «Внимательная, заботливая, на нее можно положиться». И как много значит, когда мнение о воспитателе, которого дети уважают, подкрепляется мнением самых дорогих людей — матери, бабушки, отца!
Эмоционально-нравственная культура воспитателя — залог подлинного контакта с детьми. Она проявляется в выдержке, самообладании, умении управлять собственными эмоциями. Наделенный этими качествами воспитатель не станет раздражаться от того, что малыш медленно ест или не хочет спать, не будет подсмеиваться над неудачным ответом маленького незнайки, не пристыдит за невинную шалость, не станет жаловаться родителям на поведение непоседы. Такой педагог найдет возможность спокойно и обстоятельно разобраться в тех мотивах, которые движут поступками ребенка, и найти пути подхода к нему.
Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм — тот камертон, который создает мажор в группе; то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но содействует устанавливанию душевных связей в отношениях «воспитатель — дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны, чутки к шутке, юмору. Все это содействует установлению положительного эмоционального климата в группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он расскажет? Что придумает интересного? Что посоветует? Чем порадует? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?
Воспитатель для детей — тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего, еще ими не познанного. Он умело переводит с языка взрослых на язык детей то, с чем они соприкасаются, и тем самым делает для них недоступное
доступным, непонятное осмысленным. А для того чтобы отвечать на сто тысяч детских «почему» (именно в дошкольном возрасте дети становятся «почемучками»!), воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, городе, районе, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень.
Педагогическая деятельность — сложный и многогранный по своему содержанию труд, требующий от воспитателя хорошей теоретической подготовки и умения претворять теорию на практике. А это обязывает его постоянно пополнять свои знания, овладевать передовыми методами, никогда не останавливаться на достигнутом.
В стремлении к самоусовершенствованию — путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен: тот, кто считает, что достиг вершин, перестает двигаться вперед. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится неспособным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Убедительно об этом сказал М. И. Калинин: «Учитель отдает свою энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Но, товарищи, если сегодня, завтра, послезавтра вы будете отдавать все, что у вас есть, и не будете при этом снова и снова пополнять свои знания, силы, энергию, так ведь у вас ничего не останется».
Перед воспитателем открыты многообразные пути самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов; активное участие на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса; использование передового опыта; шефство над молодыми воспитателями; самостоятельная работа с книгой (составление тезисов, конспектов и т. д.), изучение трудов классиков педагогики и др. Все это формирует педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.