Коммуникативные свойства, как выражаются психологи, развиваются не сразу, постепенно. Многие мальчики и девочки в общении друг с другом испытывают немалые трудности — чувство неуверенности в себе, неуютность, те самые «деревянные руки и ноги, деревянный казенный язык»…
Опыт общения с близким другом (подругой) помогает снять напряжение в общении.
Но тут возникает другая проблема: а что же происходит с бывшими друзьями и подругами? Хорошо известно: дружба со сверстником своего пола сохраняется зачастую на долгие годы, иногда на всю жизнь.
В подростковом возрасте дружба (если она достаточно сильна) претерпевает определенные превращения. Нередко отодвинутые на второй план мальчик или девочка довольствуются дружбой втроем и ради продолжения прежней дружбы способны на многие послабления.
Как бы там ни было, дружба — и однополая, и разнополая— прекрасная школа чувств для всей будущей жизни юного человека.
Изолированным подросткам, воспитанным в условиях гипо- или гиперопеки, трудно и в отрочестве, и в дальнейшем—-во взрослой жизни.
При «оранжерейном воспитании,— пишут Д. Н. Исаев и В. Е. Коган,— закормленные любовью, постоянно ощущающие свою сверхценность дети в последующей жизни не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу самоутверждения. Их браки непрочны, в поисках любви и защиты они склонны возвращаться к родителям. Дети слишком холодных, неласковых родителей («ежовые рукавицы») чувствуют себя лишними, ненужными, становясь взрослыми, либо неспособны к чувству любви, либо пассивны, благодарны за проявляемые к ним чувства и легко поддаются иллюзии любви».
Не слишком счастливы в любви и так называемые трудные подростки. Вместо столь необходимой в подростковом возрасте дружбы очень быстро у них появляются «девочки», обычно более старшего возраста, а вместо влюбленности, вместо любви —случайные и бездуховные связи. Им-то самим поначалу кажется, что они намного удачливее сверстников. Пока не появится чувство опустошенности…
«Скользкая тема»
Половое воспитание должно помочь развивающейся личности усвоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери. Причем правильное усвоение роли мужа или жены, отца или матери (в соответствии с общественно-моральными нормами) невозможно без правильного усвоения роли юнош или девушки, более того, без правильного усвоения рол мальчика или девочки, которое, начинаясь еще в младшем школьном возрасте, происходит именно в пубертате.
Общеизвестны слова А. С. Макаренко о том, что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении.
Несмотря на всю справедливость и убедительность данной формулы, нельзя понимать ее буквально и пускать на самотек эту важную часть воспитания подрастающего поколения. Ни к чему доброму такая тактика не приводит.