Как развивать эти движения?

Ребенку, лежащему на спине, показывают интересную игрушку, возбуждая его стремление захватить ее. Однако игрушку ему в протянутую руку не дают, а медленно, чтобы он успевал за ней следить вз

Уход за ребёнком
Не следует полагать, что ребенок сразу же начнет выполнять эти движения. Поначалу ему можно даже показать как это делается, то есть повернуть его, удовлетворив все-таки желание овладеть игрушкой. Причем помощь должна быть минимальной. Мать кладет свой палец на ладонь ребенка, он, как правило, крепко хватается за него. Теперь нужно потянуть свой палец, за который цепко держится ручонкой малыш, и одновременно слегка повернуть его туловище на спину или ягодицы. Важно, чтобы поворот осуществлялся не совсем пассивно, чтобы ребенок хотя бы немножко участвовал в нем. Через некоторое время он уже будет поворачиваться без посторонней помощи.

Пятимесячный малыш может и любит подолгу лежать на животе (если его к этому раньше приучили) во время бодрствования. Чтобы расширить поле наблюдения за окружающим миром, он часто отжимается— поднимает голову и верхнюю половину туловища, опираясь на ладони выпрямленных рук. Если на 6-м месяце жизни ребенок не принимает этой позы самостоятельно, его следует научить.

Освоив упор на ладони, малыш через некоторое время пытается опираться и на колени — впервые встает на четвереньки! Это важнейшее событие совершается обычно в середине 1-го года жизни детей, которых рано приучили лежать на животе, брать самостоятельно игрушки, переворачиваться со спины на живот и обратно, отжиматься на выпрямленных руках. Ведь эти движения прекрасно тренируют мышцы грудной клетки, брюшного пресса, рук, ног, развивают зрительный и слуховой анализаторы, общую активность. Способность становиться на четвереньки, опираясь на колени и ладони, а также умение брать руками желаемый предмет являются важнейшими подготовительными этапами первичного самостоятельного передвижения — ползания.

Желая овладеть игрушкой, которую невозможно достать вытянутой рукой, малыш переворачивается на живот, встает на четвереньки и пытается до нее… доползти.

Стремление к любым движениям и самостоятельному перемещению нужно всячески стимулировать и развивать. Часто первые пробы ползания не удаются, дети, к изумлению родителей, поначалу движутся вспять, неуклюже возятся. Ничего страшного! Если воспитанием подготовительных движений ребенка мать и отец занимались своевременно и регулярно, то к полугодию или на 7-м месяце жизни он будет ползать обязательно. Как и другим навыкам, умению ползать следует учить, тем более малыша, которому передвигаться таким образом уже полагается, а он не делает попыток. Занятия проводят так: ребенка выкладывают на живот, побуждают (или помогают) встать на четвереньки, кладут перед ним любимую игрушку. Как только он попытается ее взять, игрушку отодвигают на расстояние, чуть превышающее длину вытянутой руки. К стопам для упора ног можно подставить свою ладонь. Для начала пусть малыш научится преодолевать этот кратчайший барьер, позднее расстояние до игрушки можно увеличивать.

Нередко дети не начинают ползать своевременно потому, что родители не создают для этого надлежащих условий: чуть ли не до полугодия туго пеленают, оставляют на время бодрствования лежать в мягкой и тесной кроватке, в которой, как в клетке, любые движения ограничены, или, напротив, беспрестанно держат на руках.

Серьезным препятствием к овладению навыками ползания является стремление некоторых родителей научить детей рано сидеть. Посадит мать ребенка в мягкой постели, обложит его подушками, чтобы не упал и, довольная тем, что он не беспокоит ее, занимается домашними делами. С какой стороны ни возьми — это вредно для детей! Во-первых, может сформироваться искривление позвоночника. Во-вторых, длительное пассивное сидение лишает ребенка возможности самостоятельно двигаться, осваивать позы пребывания на животе и на четвереньках, тянуться к предметам, ползать. Малыш, которого рано научили только сидеть, при выкладывании на живот беспомощно распластывается в манеже, плачет, не делает попыток активно перемещаться.

Для правильного развития ребенка гораздо важнее, чтобы он вначале научился изменять положение тела, переворачиваться со спины на бок, на живот и обратно, двигаться, ползать и лишь затем сохранять статическое положение, в частности сидеть.

Обучать садиться грудных детей не стоит пусть они сумеют это сделать сами. Но даже и в том случае, когда малыш овладел этим навыком самостоятельно, все равно усаживать его в подушки нельзя. Ребенок должен сидеть без всякой опоры и не долее того времени, которое сам себе назначил. Устав сидеть, он ляжет на спину или живот, что будет вполне естественно. Когда же утомившую малыша позу сменить долго не дают — это похоже на насилие…

Во 2-й четверти года следует продолжать развивать упор ног. Чем больше исполняется ребенку месяцев и недель, тем чаще следует ставить его на ноги, поддерживая под мышки. Постепенно он приучится, опираясь на твердую поверхность, выпрямлять ноги в тазобедренных суставах и коленях. При правильном воспитании малыш в возрасте 5 мес может стоять, поддерживаемый под мышки, а в полгода или на 2—4 нед позднее он способен уверенно стоять при незначительной поддержке лишь за руки.  
Читайте также:

  • Самый трудный шаг — первый
  • Важный навык — ползание
  • О развитии движений
  • На первом году жизни ребенок овладевает многими навыками
  • Эмоции и двигательная активность
  • Просмотрено: 276 раз 27 апреля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий