Уход за ребёнком Как же не брать, — скажут одни, — если он плачет, просится к матери, а успокаивается только на руках. Не брать, не баловать, не удовлетворять капризы, — заявляют категорически другие, полные решимости воспитывать в строгости.
Действительно, кто прав? Если малыша сразу же, как только он заплачет, мать всякий раз будет брать на руки, у него сформируется условный рефлекс. Через некоторое время ребенок начнет постоянно плачем добиваться этой привилегии, не захочет слезать с рук матери, лишая ее возможности выполнять домашнюю работу. Так что же — оставить плачущего малыша в кроватке, так и не взяв его на руки, пока сам не успокоится, не заснет или пока не подойдет время кормить? По-матерински ли это?..
Мировая наука и практика свидетельствуют: ребенку долго находиться без матери нельзя! Психологи установили, что недостаток общения с родителями, дефицит материнской нежности, заботы, ласки в грудном и раннем возрасте негативно отражаются на формировании личности. Педиатры, физиологи категорично заявляют: постоянное пребывание в кроватке вредно для здоровья грудного ребенка, брать его на руки в периоды бодрствования (дополнительно к сеансам кормления) крайне необходимо для нормального физического и умственного развития.
Сытый, ухоженный, здоровый младенец в период бодрствования может находиться некоторое время в кроватке один, при условии, конечно, что мать не связала его — не перепеленала туго-натуго. Он активно двигает ножками, ручками, потягивается, поворачивает туда-сюда голову, позднее пытается брать игрушки, осуществляет другие движения. Брать малыша из кроватки на руки в период его естественной активности не стоит. Когда же он начнет гримасничать, хныкать, а затем и плакать, значит, зарядка окончена, лежачее положение его утомило. В это-то время и надо дать ему передышку от надоевшего горизонтального положения — взять ненадолго на руки.
Брать малыша на руки на 5—10 мин несколько раз в день следует уже с 3—4-й недели жизни. Это тренирует мышцы шеи, вестибулярный аппарат, способствует более быстрому формированию человеческой позы — стоянию в вертикальном положении. В свою очередь вертикальное положение — стояние, а затем и ходьба активизируют, совершенствуют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.
Поднимая ребенка из кроватки, мать всякий раз как бы расширяет его горизонт.
Малыш видит новые предметы (вместо надоевшего ему пустого потолка), с интересом рассматривает их. Это ведь и есть по сути дела начало познания мира! Если же ребенок постоянно будет лежать в кроватке, это непременно вредно скажется не только на физическом, но и на интеллектуальном его развитии.
Из сказанного не стоит делать вывод, что младенец целыми днями должен находиться у матери на руках. Ему полезно бывать и одному. А чтобы он не просился беспрестанно на руки, надо вовремя приобщать его к игрушкам, тонко подмечать особенности поведения малыша, учиться отличать необходимость от каприза. Если ребенок заплакал, находясь в кроватке, необходимо вначале разобраться в причине этого сигнала, прежде чем поспешить взять на руки. Иногда достаточно его покормить, сменить пеленки, и он успокоится. Если же он захныкал будучи сухим, сытым в период бодрствования, значит, устал лежать в горизонтальном положении, ему нужна разминка, тут уж необходимо взять его на руки.
Нет физиологической или какой-либо иной необходимости позволять малышу засыпать на руках. Такая привычка со временем становится весьма обременительной для матери, имеет плохое воспитательное значение для ребенка. С самого раннего возраста следует мягко, терпеливо и в то же время весьма настойчиво приучать детей засыпать только в постели.
Читайте также:
Просмотрено: 329 раз 27 апреля 2010