Беседа применяется в том случае, когда есть возможность опереться на опыт детей, на имеющиеся у них знания. Беседа очень оживляет урок, активизирует учащихся. Короткую беседу (на 5—6 минут) целесообразно включать почти в каждый урок.
Беседа используется в процессе объяснения нового материала, в процессе углубления и систематизации знаний, может сопровождать экскурсию. С помощью беседы можно установить связь текущего урока с предыдущим. Беседа может преследовать цель повторения материала, определения запаса знаний. Если на уроке начинается работа с новым материалом, то в беседе можно выявить, что учащиеся знают об этом материале, как они себе представляют работу с ним и пр.
Учитель во время беседы обращается к учащимся с вопросами, на которые они должны ответить. Каждый вопрос является для них задачей, которую они должны разрешить собственными силами.
В беседах очень многое зависит от формулировки вопросов, с которыми учитель обращается к детям. Вопросы должны активизировать мысль, приучать к сравнениям, сопоставлениям. Например, во II классе, когда необходимо углубить знания детей.
О видах и сортах тканей и волокнистых материалов, учитель в процессе беседы выясняет, что дети помнят об этом из курса 1 класса, как расширился запас их знаний. В процессе беседы учитель помогает уяснить детям, почему можно классифицировать ткани и родственные материалы по происхождению сырья, по назначению, способу изготовления, по цвету. Если в процессе беседы учитель использует образцы изделий или ссылается на известные детям изделия, то беседа помогает не только обобщить имеющиеся у детей знания, но и способствует тому, что эти знания пополняются новыми сведениями, становятся более систематизированными.
В программе по трудовому политехническому обучению предлагаются примерные темы бесед, В данном пособии по каждому классу дан более широкий перечень бесед, составленный на программном материале. Эти темы могут быть использованы и как темы рассказов о материалах, инструментах и . производстве.
При устном изложении материала в форме беседы и рассказа широко используются различные средства наглядности. Слушая рассказ учителя или принимая участие в беседе, учащиеся рассматривают образцы изделий, коллекции, материалы, инструменты, таблицы и др.
Беседа и рассказ как методы обучения могут сочетаться на одном и том же уроке. Например, при ознакомлении учащихся с таким инструментом, как ножницы, учитель, прежде чем приступить к описанию их устройства, задает детям несколько вопросов: как называется этот инструмент, каково назначение ножниц, каких размеров бывают ножницы и т.д.
Получив нужные ответы, учитель в своем рассказе обобщает их, разъясняет устройство ножниц, правила пользования ими и их хранения и т.д.
По продолжительности рассказ или беседа должны занимать на уроке немного времени (не более 5—8 минут).
Современная методика трудового обучения, проверенная в теории и на практике, показывает, что слово учителя в форме продуманных вопросов, касающихся технологии выполнения работы, материалов, инструментов, планирования предстоящей трудовой деятельности, приемов работы и др., активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Поэтому учитель должен очень вдумчиво относиться к вопросам, с которыми он обращается к учащимся, заботиться о том, чтобы вопросы вызывали размышление, развивали творческие и конструкторские способности, учитывать при этом жизненный опыт детей.
При проведении беседы или рассказа на уроке труда еле-4! дует учитывать одну существенную особенность трудового обучения в начальных классах — отсутствие учебника по этому предмету. Все сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технологических операциях учащиеся воспринимают на слух. Поэтому всю новую терминологию, все новые названия следует выписывать на доску. Можно включить новые слова в предложения и при удобном случае записать их в тетрадку по русскому языку.