Знакомство дошкольников со временем и счетом
Математические представления
В старшей группе продолжается работа по формированию у детей элементарных математических представлений, начатая в младших группах. В данном разделе основное внимание обращается на содержание того материала, который дети должны усваивать в процессе занятий.
Количество и счет
Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети познакомились в средней группе).
На основе действий со множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти.
Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе. На основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа. Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: на верхней полоске 5 ромашек, на нижней — 5 васильков. Сравнивая эти две группы предметов (ромашки и васильки), дети убеждаются, что их поровну. Затем им предлагается пересчитать предметы на верхней и нижней полосках. «Васильков и ромашек по 5», — отвечают дети. Затем добавляется одна ромашка. Дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число 6. Оно больше 5. Число 6 получилось, когда к числу 5 добавили еще 1.
Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, образованным тем или иным количеством предметов, воспитатель рассматривает изображение цифры, анализируя его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами. Дети производят образные сравнения («единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, но у цифры семь как будто крыша над головой»).
Особого внимания заслуживает запись числа десять, так как оно записывается двумя цифрами: единицей и нулем. Образовав число десять так же, как образовывали все другие числа до 9 (добавив к девяти предметам еще один предмет), воспитатель предлагает поставить соответствующую цифру около десяти предметов (игрушек, квадратов и т. п.): «Посмотрите, как обозначается число десять (показывает 10). Одну из цифр вы уже знаете»,— указывает на цифру 1 и предлагает назвать ее. «А это какая цифра?» — спрашивает воспитатель, указывания на нуль. Возможно, что кто-то из детей правильно ответит: «Нуль». Независимо от этого воспитатель создает наглядную ситуацию, чтобы детям было легче понять, что обозначает цифра 0.
Для этого он просит их пересчитать кубики, лежащие на столе. Дети пересчитывают и определяют, что кубиков десять. Воспитатель говорит: «Теперь я буду убирать по одному кубику, а вы считайте, сколько осталось»,— и убирает один кубик. Дети отвечают: «Девять». Таким путем убираются один за другим все кубики, кроме последнего. Дети каждый раз называют число оставшихся фигур. Когда на столе остается только один кубик, воспитатель предлагает кому-то из детей взять последний и задает вопрос, сколько же осталось кубиков. Дети отвечают: «Ничего не осталось».
Воспитатель говорит: «Не осталось ни одного кубика. Вот это — когда ничего нет — и обозначается цифрой нуль». Показывает цифру. «Теперь попробуйте найти, где место нуля в числовом ряду». Если дети сами не справятся с этим заданием, воспитатель объясняет, что цифра 0 стоит перед цифрой 1, так как нуль на один меньше, чем число один. После этого дети вместе с педагогом решают, что нуль должен стоять перед единицей, а цифра десять составлена из двух — 1 и 0.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011