Физиологическое изучение мозговой деятельности и ее закономерностей у детей

С точки зрения физиологии тип высшей нервной деятельности человека определяется активностью и взаимодействием всех отделов головного мозга. В основу выделения типов нервной системы И. П. Пав

Оплодотворение и развитие зародыша С точки зрения физиологии тип высшей нервной деятельности человека определяется активностью и взаимодействием всех отделов головного мозга. В основу выделения типов нервной системы И. П. Павловым положены три основных функциональных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность.

I свойство — сила, т. е. работоспособность клеток коры головного мозга. Сила у детей проявляется в незначительно выраженной утомляемости, энергичности, настойчивости, храбрости, смелости, способности к преодолению трудностей, инициативности во время игр, занятий, двигательной активности на прогулке.

II свойство—уравновешенность. Это соотношение между силой возбуждения и торможения, которое выражается в сдержанности, терпении, умении ждать, спокойном поведении в конфликтных ситуациях.

III свойство — подвижность, которое выражается в хорошей приспособляемости к новым условиям, быстром переходе от покоя к деятельности и, наоборот, быстром засыпании и пробуждении, в достаточно выраженной коммуникабельности.

Физиологическое изучение мозговой деятельности и ее закономерностей у детей дало ценные сведения для характеристики типов ВНД. Это учение имеет большое значение для медицины, воспитания и обучения детей. Для изучения типов ВНД И. П. Павлов не рекомендует создавать никаких экспериментальных условий, он считает, что надо изучать человека в различных жизненных ситуациях. Следуя его дифференциации типов ВНД, А. Г. Иванов-Смоленский и Н. И. Красногорский предложили выделять у детей следующие IV основных типа:
I — сильный, уравновешенный, оптимально-возбудимый, соответствующий сангвиническому темпераменту Гиппократа: все отделы головного мозга у этого типа детей работают согласованно, в гармоническом взаимодействии; иначе его называют корковый тип потому, что деятельность подкорки у них регулируется и уравновешивается сильной корой:
а) условно-рефлекторные связи у таких детей вырабатываются быстро, бывают достаточно прочные;
б) ответы коры интенсивны, адекватны, т. е. величина ответа соответствует силе раздражителей. Условные связи устойчивые;
в) условные тормозные реакции у них характеризуются тоже быстрым образованием, высокой силой и стойкостью.

Эти дети превосходно приспосабливают свои инстинкты, аффекты и эмоции к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Это живые, подвижные, жизнерадостные, впечатлительные дети. Они способны на интенсивную деятельность. Дети-сангвиники преимущественно отличаются хорошим поведением, как правило, не представляют трудностей для воспитания.

Образование речевых рефлексов при нормальном речевом общении с окружающими людьми у них происходит быстро. Речь сангвиника громкая, быстрая, отчетливая, с ударениями и правильными интонациями. Сангвиник выражает свои мысли ярко, четко и убедительно.

При записи речь ребенка сангвинического типа отличается стройностью группировок речевых звуков, короткими паузами (соответствующими смысловому содержанию). Его речь, как правило, сопровождается живыми жестами, выразительной мимикой. У повышенно возбудимых сангвиников речь скоростная, особенно тогда, когда их переполняют впечатления, но все равно стройная и довольно правильная в смысле построения фраз.

 
Читайте также:

  • Деятельность головного мозга
  • Приобретение или формирование условных рефлексов
  • Развитие различных навыков и умений
  • Нарушения в психоневрологическом развитии детей
  • Воспитание детей холерического темперамента
  • Просмотрено: 359 раз 4 декабря 2009

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий