Здоровье и гигиена Девятимесячный ребенок может выполнять по предложению взрослых несложные движения, например подавать руку — «до свидания» — или помахать ею, пьет из стакана, поддерживая его самостоятельно обеими руками, повторяет слоги (известные ему, которые он произносил ранее сам) вслед за матерью, подражая ей. Позднее, на 10-м месяце жизни, малыш способен произносить и неизвестные ему слоги и звуки, также подражая родителям или другим членам семьи, а с 10 мес он начинает говорить первые слова: «мама», «дай», «баба», «дядя». В этом возрасте ребенок знает имена близких, «играет» в прятки — сознательно закрывает себе глаза платком или пеленкой, может отыскать и подать названную вещь, игрушку, ходить, придерживаясь руками, за передвигающимся предметом, например коляской. В 11 мес нормально развивающийся малыш должен твердо самостоятельно стоять, ходить, слегка держась за руку взрослого, выполнять более сложные действия при игре: надевать и снимать кольца, накладывать один на другой кубики, произносить дополнительно новые слова, в том числе слова-обозначения («кс-кс» — кошка, «гав-гав» — собака и т.п.). Годовалый ребенок способен произносить 10—15 слов, самостоятельно, без поддержки ходить, вставать, приседать, держать стакан и пить без посторонней помощи. Игра 12-месячного малыша становится все более разнообразной, значительно повышается интерес к окружающему миру, ярче проявляются эмоции, сильно развито подражание.
Следует подчеркнуть, что приведенные нами сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Формирование каждого ребенка весьма индивидуально, отклонения в ту или иную сторону естественны, поэтому не надо впадать в панику, а главное, ничего серьезного без ведома педиатра не предпринимать, если показалось, что малыш развивается «ненормально». Вместе с тем иметь понятие о правильном развитии ребенка необходимо. За умственным и физическим его развитием нужно внимательно следить, активно содействовать ему, руководствуясь рекомендациями специалистов, с самого раннего возраста постоянно тренировать, воспитывать, образовывать, равняясь на описанного нами «усредненного» (ничуть не идеального!) младенца. Если же при хорошем уходе и воспитании мать замечает более или менее значительные отклонения в развитии, ее подозрения должны быть подвергнуты проверке участковым педиатром.
Читайте также:
Просмотрено: 219 раз 26 апреля 2010