Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Обучение грамоте в старшей группе приобретает самостоятельное значение — занятия проводятся один раз в неделю. Они посвящены основной задаче — обучению детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. устанавливать последовательность звуков в словах различной звуковой структуры.
Обучение грамоте предполагает решение задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитанием интереса к родной речи.
Дети учатся анализировать звуковой состав слов, сравнивать их по количеству звуков, а звуки — по их качественной характеристике (гласные — ударные и безударные, согласные — твердые и мягкие).
При обучении звуковому анализу используется способ интонационного выделения звуков в слове, который дети уже освоили на занятиях по развитию речи. Для провелгния звукового анализа нужна картинка-схема звукового состава слова. Она состоит из последовательного ряда клеток, соответствующего количеству звуков; на ней изображен преду название которого предлагается для звукового анализа. Кар инка помогает ребенку не забыть, какое слово он разбирает, а схема — определить количество звуков в нем. Дети проговаривают слово вслух, интонационно выделяя последовательно все звуки слова, определяют их и обозначают фишками нейтрально , цвета (серого). При проведении звукового анализа дети называют звуки в соответствии с их звучанием в слове.
Звуковой анализ формируется на специально подобранном словесном материале. Сначала дети разбирают трехзвуковые слова: мак, дом, дым, лук, кит, лес.
Затем вводится новая задача — знакомствооными звуками, которые легко произносятся, не встречая во рту никаких преград. С этого момента гласные звуки обозначаются красными фишками.
Усложнение задач по звуковому анализу происходит на материале четырехзвуковых слов: луна, лиса, утки, сани, аист, лист, слон, юла, паук, клей и др.
Вслед за введением гласных звуков, дается различение согласных на твердые и мягкие. Дети узнают, что при произнесении согласных звуков мешают преграды — либо губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого положения детям предлагают произнести несколько согласных звуков (л, р, т, в, с и др.) и сравнить их с гласными звуками (а, о, у, ы, и, э), которые легко произносятся. Характеристика согласного звука наиболее ярко проявляется при сравнении пары звуков (б-бь, в-вь, с-сь, р-рь и т. д.), поэтому в основу формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип сопоставления звуковых пар. Например, анализируются слова луна и лиса.
Дети называют первые звуки в словах: луна — л, лиса — ль. Далее детям объясняют, что звуки звучат по-разному: звук л называется твердым согласным, а звук ль — мягким. Твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие — зелеными. Обучение детей умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки проводится на следующих словах: роза, луна, лиса, сани, утки, аист, лист, юла, слон, гуси, паук, жук, клей. Далее на материале четырех-пятизвуковых слов (шуба, кино, бусы, игла, мишка, мышка, замок, лейка, речка, елка, вишня) закрепляются умения проводить звуковой анализ и различать звуки по их качественной характеристике.
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ударный гласный звук подчеркивается голосом — громко и длительно произносится на фоне слитного проговаривания всего слова. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.
В обучении дошкольников началам грамоты значительное место занимают игры. С их помощью создается ориентировка в звуковой структуре слова, закрепляется умение интонационно выделять звук в слове, активизируется словарь, совершенствуется и развивается звуковая культура речи. Игры включаются в каждое занятие. Важно, чтобы игры проводились не только методически правильно, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011